Понятие тревожности и соотношение ее с типологией темпераментаСтраница 3
По мнению Вилюнаса В. К. (1976), тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий [6, С. 68].
Прихожан А.М. (2000) рассматривает тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность — как устойчивое личностное образование, применяя последний термин и для обозначения всего явления в целом. Некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям, и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Наличие тревожности как устойчивого образования — свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению.
Тревожность рассматривается как эмоционально-личностное образование, которое, как всякое сложное психологическое образование, имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты [18, С.5].
Краткий психологический словарь дает следующее определение понятия тревоги. Тревога – состояние опасности, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей. Причины тревоги разнообразны: эмоциональная неустойчивость, резкое изменение условий жизни, предстоящее выполнение сложной задачи и т. д. Может возникнуть на почве предчувствия будущей угрозы. Обычно тревога ведет к возникновению защитных реакций [9, С. 292].
В педагогической науке тревожность рассматривается как переживание эмоционального благополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиении, повышении артериального давления, возникновении общей возбудимости, снижении порога чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску [19, С. 445].
Рассмотрим основные концепции, которые оказали наибольшее влияние на современные психологические исследования тревожности (табл. 1).
Таблица 1
Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии
Направление |
Представители | |
Классические теории эмоций |
Ч. Дарвин, У. Джемс, У. Мак-Даугголла, |
Страх рассматривался как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу. Именно врожденный характер страха обусловливает общность внешних и внутренних симптомов его проявления не только у людей, принадлежащих к разным культурам, но и у высших животных. Для данной теории характерны представления о врожденных предпосылках страха, о его различных формах в зависимости от интенсивности, о его функциях — сигнальной и оборонительной, о вызываемых страхом висцеральных изменениях. Кроме того, по мнению К. Изарда [1980], Ч. Дарвин, говоря о соотношении сил эмоции и ее внешних проявлений, заложил основу гипотезы о роли обратной связи в эмоциях. |
Теории научения |
Дж. Уотсон, Дж. Вольпе, К.Л. Халл, Дж. Доллард. |
Согласно взглядам классиков теории научения тревожность и страх — очень близкие явления. И тревожность, и страх — эмоциональные реакции, возникающие, на основе условного рефлекса. Они, в свою очередь, создают почву для широкого репертуара инструментальных, оперантных реакций избегания, на основе которых и происходит социализация индивида, и возникают (в случае закрепления неадаптивных форм) невротические и психические нарушения. |
Вопрос о разных видах тревожности, прежде всего о том, как соотносятся между собой общая, разлитая тревожность и ее отдельные частные виды («специфические тревоги»), широко дискутируется в литературе. Проблема в большинстве случаев формулируется следующим образом: насколько частные виды тревожности - школьная, арифметическая, межличностная, тестовая, компьютерная и т. п. - представляют собой отдельные, замкнутые именно на этой сфере переживания, и насколько они могут являться лишь формой выражения общей тревожности, зафиксировавшейся на данной сфере как на наиболее значимой к тот или иной период. Существуют разные точки зрения на этот вопрос, обоснованные не столько экспериментальными данными, сколько теоретическими взглядами автора. Как правило, исследования общей, разлитой тревожности и ее частных видов проводятся раздельно: некоторые, исследователи изучают тревожность, которая рассматривается ими как проявление общего свойства личности или темперамента, другие изучают ее частные виды [18, С. 147].
Основные свойства восприятия
Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному субъективно в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название
апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искаж ...
Констатирующий эксперимент
Эксперимент проходил на базе СГИ, в течении 2 месяцев, в эксперименте участвовало 14 студентов.
Предметом исследования
являлись личностные гендерные характеристики студентов.
Объект исследования
– 14 студентов 3 курса, факультета психологии, (подобранных согласно принципу гендерного равновесия).
Гипотеза исследования:
чем выше кон ...
Гуманистическая теория
личности (Эрих Фромм). Краткий
биографический очерк Э. Фромма
Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте и был единственным ребенком в семье. Одним из наиболее значительных воспоминаний детства для Фромма стала первая мировая война. По образованию Фромм был философом, серьезно изучал социологию и психологию. Серьезное влияние на него оказали З. Фрейд – в вопросе о бессознательности многих мотиво ...