Бихевиоризм (необихевиоризм)

Одно из наиболее влиятельных направлений, позиционирующее как строго научное.

Центральной идеей этого направления является идея подкрепления (в вариантах классического (по Павлову, связь между стимулом и реакцией) или оперантного обусловливания (по Скиннеру, исследуется связь между поведенческой реакцией и ее подкреплением, влияющая на последующее поведение).

Принципы:

Абсолютизация стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках.

Верификация и операционализм.

Натурализм (игнорирование специфики поведения человека)

Негативное отношение к теории и абсолютизации эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого.

Отказ от ценностного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности.

Принципиальный разрыв связей с философией.

Схема 3.1. Основные парадигмы и теории социальной психологии

Психологические истоки социальной психологии

К. Халл, уточняя схему S → R, ввёл идею промежуточных переменных, которые опосредствуют связь в представленной формуле. К промежуточным переменным он предлагал относить такие феномены, как мотивацию,

Ключевой идеей необихевиористической парадигмы социальной психологии является идея подкрепления. Именно подкрепление, по мнению бихевиористов, дает возможность управления социальным поведением.

В бихевиоризме выделяют 2 вида теорий:

1. Теории агрессии и подражаний (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура).

2. Теории межличностного взаимодействия как обмена (Дж. Тибо, Г. Келли, Дж. Хоманс)

Схема 3.2. Необихевиоральное направление в социальной психологии

Базовые понятия:

Научение – установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают и подкрепляют его.

Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) - проверка; способ обоснования (подтверждения) каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. Принцип верификации является одним из важнейших принципов логического позитивизма.

Операционализм – требование операционального определения понятий, т.е. через ту или иную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины).

Для социальной психологии характерна интеграция подходов. Так теории научения А. Бандуры и Дж. Роттера являются синтетическими - социально-когнитивными. Для них характерно рассмотрение когнитивных факторов поведения человека – не только признание подражания, но учет когнитивных переменных – самоодобрения, самомотивации, косвенного подкрепление, проявляющегося в научении путем наблюдения за поведением других и пр.

Поведенческий подход (необихевиоризм) получил популярность в менеджменте, психологии управления. Данная проблематика получила отражение и в художественной литературе: Идеи бихевиоризма представлены в книге французских авторов Коронеля и Веркора "Квота, или общество изобилия" (М.: Правда, 1984).


Психология личности преступника и особенности формирования девиантного поведения
Отклоняющимся (или девиантным) поведением называют определенную норму дезорганизации поведения индивида в группе или целой категории в обществе, которая обнаруживает несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Таким образом, определяет отклоняющееся поведение "Краткий словарь по социологии при э ...

формирование интереса к чтению
Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению. Каким же образом следует это делать? Есть только два способа: как мож ...

Математические знаки
Если ребенок проявляет интерес к занятиям, хочет знать больше, его можно познакомить со знаками: больше (>), меньше (<), равно (=), плюс (+), минус (-). Какая рука у нас больше работает? Правая. Правой рукой мы пишем, рисуем, держим ложку. Она больше трудится. Знак >. Приложить правую руку к листу бумаги, отставить большой па ...