ПсихоанализСтраница 2
- стремление изменить мир вокруг себя;
- ориентация на любовь как центр всего мира.
Итак, программа того, как сделаться счастливым, к осуществлению которой побуждает нас принцип удовольствия, не может быть реализована. И тем не менее мы не прекращаем усилия, выбирая какие-либо пути стремления к наслаждению. Неудовлетворенность жизнь приводит к бегству в невротические заболевания. К счастью ведут многие пути, но ни один из них не приводит к цели наверняка.
Сублимация первичных позывов - особенно ярко выраженная черта культурного развития – именно она дает возможность высшим формам психической деятельности – научной, художественной и идеологической – играть в культурной жизни столь значительную роль.
Отказ от первичных позывов – является доминирующим в области социальных отношений – здесь причина враждебности, с которой приходится бороться.
В силу изначальной враждебности людей другу другу, культурному обществу постоянно грозит развал". (Фрейд З. Неудовлетворенность культурой)
Данные идеи впоследствии были развиты Э. Фроммом в работах "Бегство от свободы", "Человек для себя" и т.д.
Итак, для психоанализа человек представляется изначально конфликтным существом в силу противоречия между его "животной природой" и антагонистическими ей социальными условиями.
Ключевые понятия ортодоксальной теории групповой динамики:
· десексуализированное либидо (сублимированная любовь) и
· идентификация с лидером группы (подобно тому, как в семье ребенок идентифицируется с родителем того же пола), что обусловливает стремление походить на него.
Основные психоаналитические теории:
1. Теории неопсихоанализа (работы Э. Фромма, Дж. Салливана), в которых признается влияние на поведение и его формирование не только внутренних (инстинктивных) факторов, но и социальных (семьи, общества).
Э. Фромм пишет, что в процессе жизни человек на различных уровнях вступает в различные взаимоотношения с миром:
1) посредством овладения вещами и их ассимиляции;
2) посредством отношения с людьми и с самим собой.
Первый упомянутый уровень он называет процессом ассимиляции; упомянутый последним – процессом социализацией. Обе формы взаимодействия носят открытый характер, они не задаются инстинктивно, как в случае с животными. Человек может овладевать вещами, получая или беря их из внешних источников, либо производя их посредством своих собственных усилий. Но человек должен овладевать вещами и затем как-то их ассимилировать, для того чтобы удовлетворить все свои запросы и потребности. Более того, человек не может жить в изоляции от других людей. Для нормального существования человеку нужны связи с другими людьми. Человек должен объединяться с другими для того, чтобы защитить свою жизнь, для того, чтобы трудиться, для того, чтобы получить сексуальное удовлетворение, для игры, для воспитания потомства, для того, чтобы передавать кому-то накопленные знания и опыт и материальную собственность. Но, кроме того, он по необходимости связан с другими людьми, будучи частью некоторой группы. Полная обособленность для нормального человека, здорового психически, представляется невыносимой и несовместимой.
Ориентации, при помощи которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера. Характер дает индивиду возможность действовать правильно и "разумно". Характер предоставляет индивиду основу для приспособления в обществе. Характер ребенка представляет собой слепок
Э. Фромм ввел понятие социального характера, который он определяет как "совокупность черт характера, общую для большинства членов данной социальной группы и возникшую в результате общих для них переживаний и общего образа жизни". Фромм утверждает, что социальный характер определяет мысли, чувства и действия индивида. Если характер человека более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры. Теория Э. Фромма выходит также за границу психоанализа. Поздние работы философа Фромма являются уже по сути гуманистическими (например, "Искусство любить")
Исследование по определению общей направленности личности
Исходя из освещаемых эмпирических задач данного исследования, следующим нашим шагом стала диагностика по определению направленности личности, для этих целей мы использовали разработанную методику Б. Басса. В ходе диагностики мы получили данные, которые наглядно представлены в таблице 4 и на рисунке 5, индивидуальные показатели изображен ...
Формы депрессивных расстройств
У некоторых людей периоды подавленного настроения чередуются с состояниями крайней радости и неадекватного поведения, известными под названием мании. Эту форму депрессивного расстройства называют маниакальной депрессией, биполярным расстройством или маниакально-депрессивным психозом. Эта болезнь делает человека сверхактивным, чрезмерно ...
Особенности младшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистин ...