Информация » Исследование гендерных стереотипов и моделей поведения в конфликтных ситуациях » Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Образы мужчин и женщин в массовом сознании

Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Образы мужчин и женщин в массовом сознании
Страница 4

На формирование стереотипов сильное влияние оказывает менталитет. Изучением этого феномена занимались Дж. Уильям и Д. Бест. Они предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающие личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. В Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины.

В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия)- слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным».

Можно сказать, что причисляя определенное качество одному из полов, каждая страна создает свои гендерные стереотипы.

В России этой проблемой занималась Т.И. Юферева, Е.В. Каган, И.С. Клецина, В.Г. Горчакова.

Клецина в результате опроса 70 студенток выявила характеристики, которые приписывались мужчинам (математические способности, логическое мышление, агрессивность, стремление руководить, авторитарный стиль общения) и женщинам (забота о детях, боязливость, уступчивость, эмоциональность, тревожность). В целом эти данные подтверждают уступчивость гендерных стереотипов в сознании женщин.

В.Г. Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом заявили 60% женщин и 68% мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным, сильным, надежным. Так считают 69% женщин и 61% мужчин.

Одно из последних исследований стереотипов проведенное Котовым М.А. с помощью метода семантического дифференциала метод семантического дифференциала позволяет находить усредненные показатели, выделять типы людей, обладающих сходным восприятием рассматриваемого объекта. С помощью этого метода возможна жесткая формализация опроса, что позволяет получить более или менее адекватную информацию о довольно тонких психологических структурах – гендере и стереотипах.

Используя семантический дифференциал, можно операционально «улавливать» эмоциональную сторону смысла, вкладываемого респондентом в рассматриваемые объекты. Как любой способ такого рода, он опирается на определенную модель, определенную теорию исследователя о том, каким образом изучаемые не поддающиеся непосредственному измерению «смыслы» и «значения» могут проявиться во внешнем поведении человека. Это внешнее поведение проявляется в ответах индивида на предложенные ему вопросы. Другими словами, так мы получаем невербальную информацию вербальными методами.

Этот метод был разработан в 1952 году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом. Анализ полученных данных показывает, что гендерные стереотипы сегодняшних студентов отражают традиционные ценности и идеалы, хотя к ним примешиваются и новые взгляды на предназначение полов.

Как и прежде, считается, что женщина должна быть прежде всего красивой, а мужчина – умным. Исследование показало общность и мужских и женских ассоциаций относительно объектов «женственность» и «красота». Данные характеристики наиболее тесно ассоциируются с женщиной как у мужчин, так и у женщин. Увеличилась значимость такого объекта как «ум», сами женщины чаще отождествляют себя с такой характеристикой, как «ум».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Приложения
Приложение 1 ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание к ...

Приемы логического мышления
1. Сравнение – это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение э ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента. Исследование уровня эмпатии
Опишем результаты, полученные нами в ходе экспериментального исследования. Началом исследования послужила диагностика уровня сопереживания среди испытуемых врачей, для этих целей мы использовали методику «Диагностики уровня эмпатии» И.М. Юсупова. В ходе диагностики мы получили данные, которые представлены на рисунке 1, индивидуальные п ...