Информация » Психология преступных групп и криминальной субкультуры » Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности

Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности
Страница 3

Психологический механизм совершения конкретного преступления отчетливо обнаруживает социальную природу подобного поведения.

Как всякий поступок, преступление представляет собой акт сознательной волевой человеческой деятельности. Каждый такой акт связан с удовлетворением какой-либо испытываемой лицом потребности. Потребности людей многочисленны и разнообразны — от элементарных, жизненно необходимых биологических и физиологических потребностей в самосохранении (пища, тепло, одежда) и размножения (любовь, материнство, дети) до сложного переплетения социальных потребностей материального и духовного характера (информация, знания, труд, творчество, общение, самовыражение и самоутверждение, общественная деятельность и др.).

Осознанная и осмысленная человеком потребность, признанная им существенной, лично значимой и подлежащей удовлетворению, обретает значение интереса. Интерес — это непосредственная субъективная причина конкретного поступка или определенной линии поведения.

Несовпадение индивидуального и общественного интересов, противопоставление и предпочтение индивидуального интереса общественному, закрепленному и охраняемому правом, создают конфликт, который может привести к преступлению. Наиболее опасные случаи удовлетворения личного интереса в ущерб общественному образуют по закону преступление.

Таким образом, непосредственной психологической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб общественным интересам.

С точки зрения социального содержания и значения потребности можно разделить на:

жизненно необходимые, обеспечивающие условия существования человека (еда, тепло, самозащита и т.д.);

нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, общение, самовыражение, стандартные бытовые условия);

В деформированные — искаженные за счет гипертрофирования жизненно необходимых нормальных потребностей;

извращенные, антисоциальные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности (пьянство, сексуальный разврат, наркомания, проституция и пр.).

Сами по себе общественно опасны и наиболее чреваты совершением преступления антисоциальные, извращенные потребности. Но их удовлетворение в общем массиве всех преступлений составляет 10—12% . В большинстве же случаев преступность деяния связана не с содержанием потребности, а с характером, способом ее удовлетворения.

Чтобы удовлетворить осознанную как интерес потребность, индивид осмысливает имеющиеся для этого объективные возможности, оценивает все, что способствует и препятствует этому, и ставит перед собой конкретную цель, для достижения которой избирает определенные пути и средства. Важной особенностью указанного психологического процесса, ведущего человека от ощущения потребности и осознания интереса к конкретному поступку, является то, что на всем протяжении индивид неоднократно осуществляет выбор соответствующего решения: удовлетворить потребность или воздержаться, каким путем ее удовлетворить, какие средства для этого избрать и т.д. Возможность такого выбора определена наличием различных вариантов решения. Если их нет — поступок вынужден в некоторых случаях не являться преступным. Необходимость выбора связана с различной социальной значимостью этих решений, а сам выбор зависит от нравственной сущности человека.

Например, всякий человек в большей или меньшей мере испытывает потребность в самовыражении и самоутверждении. На основе этой потребности у него формируется интерес как-то проявить себя, привлечь к себе внимание, заставить считаться с собой. Руководствуясь подобными стремлениями, один поставит перед собой цель занять престижное служебное или общественное положение; другой пойдет иным путем — попытается выделить себя озорными действиями, хулиганством и пр. Но и тот, кто решит занять престижное положение, может избрать для этого социально одобряемые, легальные-средства — овладение знаниями, профессиональное совершенствование, активную общественную деятельность и т.д., а может добиваться этого путем обмана, взяток, различных злоупотреблений. Подобный выбор зависит, разумеется, от ряда объективных обстоятельств, в которых находится человек, в частности от наличных возможностей для удовлетворения испытываемой потребности. Но в еще большей степени подобный выбор обусловлен нравственными свойствами индивида. При этом преступность совершаемого деяния определяет преимущественно не сам по себе характер испытываемой потребности, а то, что она удовлетворяется недозволенными способами или средствами, ценой существенного нарушения общественных интересов. Так, в основе хищений лежит стремление к приобретению материальных благ, которое само по себе не является антисоциальным. Но удовлетворение данной потребности должно согласовываться и с общественными возможностями. Даже жизненно необходимая потребность, если она удовлетворяется ценой существенного нарушения общественных интересов (например, приобретение средств на существование путем разбоя, спасение собственной жизни за счет причинения смерти другому и т.п.), как правило, не исключает преступности содеянного. В еще большей степени это относится к случаям удовлетворения гипертрофированных потребностей, потребностей социально-приемлемых, но не соответствующих общественным возможностям, и тем более потребностей антисоциальных.

Страницы: 1 2 3 4


Механизмы бегства
Одной из наиболее значительных книг Э. Фромма была «Бегство от свободы», в которой он отвечает на вопросы, поставленные З. Фрейдом, А. Адлером и другими «отцами» психоанализа: как люди преодолевают чувство одиночества, комплекс неполноценности и отчужденности. Стратегии, используемые людьми, чтобы подавить собственную индивидуальность ч ...

Определения понятия «способности»
Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов). Способности можно определить ...

План психопрофилактической работы в условиях школы на обследуемых детей
Цель работы Название деятельности Объект деятельности Сроки Оформление родительских уголков в классах, фойе. «Рекомендации по успешной 1 кл. октябрь Психологическое просвещение родителей, педагогов по проблемам обучения и личностного адаптации ребёнка к школе». «Возрастные психолог ...