Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Предпосылки и этапы развития гендерной психологии

Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
Страница 2

Второй этап

– период формирования предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии.

В это время во многих странах Запада изменилась ситуация. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Это движение нельзя считать как часть истории гендерной психологии как науки, однако было оказано стимулирующее влияние в разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии.

Ещё одним фактором, повлиявшим на развитие гендерной психологии, стало совместное обучение представителей обоих полов в различных учебных заведениях, отмечает В.П. Багрунов [3, С. 56]. Это побудило исследователей сравнить этих представителей между собой. Параллельно сформировались 2 ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий.

Работа австрийского учёного Отто Вейнингера

«Пол и характер», вызвала бурю споров, которые не утихают по сей день. С одной стороны, он высказал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой, некоторые из них абсолютно неприемлемы, так как пронизаны духом мизогинии (ненависти к женщинам). По его мнению, кроме 2 основных полов существуют «промежуточные формы пола» [7, С. 17].

В конце 19 века стали проводиться первые исследования женщин – в Германии, Франции, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвящённых им или сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсона [21, С. 23], Л. Фратти, Х. Ланге [38, С. 27], М. Лефера, Х. Марион, Л. Мархольм [3, С. 34], Э. Кей.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать Г. Гейманса [7, С. 25]. Его книга «Психология женщины» отличалась от предыдущих произведений своей научностью, а также он сам провёл 2 масштабных исследования по изучению характеристик поведения, которые чаще всего остаются за пределами внимания психологов. В 1915 г. Л.П. Кочеткова [35, С. 465] высказывает мысль о том, что функция продолжения рода является помеха для развития женщин, призывает к стерилизации. Эти идеи не способствовали развитию гендерной психологии, а, наоборот, тормозили её. Сама тематика, вела к «войне полов».

Таким образом, к концу 2 периода сформировалось представление о предмете гендерной психологии и основных её разделах, таких как психология половых различий, психология женщины, гендерная социализация, сексуальная социализация.

Начались экспериментальные исследования.

Хелен Томпсон, Хелен Дойч, Лета Холлигворс, Джоана Лампл де Грут [21, С. 22] в своих экспериментах продемонстрировали, что интеллектуальное подобие между женщинами и мужчинами намного превосходит различие, и призвали строить новую отрасль психологии на точном и тщательном исследовании. Однако движение за равноправие полов сыграло здесь негативную роль, верно подмечает Ф.Л. Джейс [15, С. 154]: как только обнаруживались факты, свидетельствующие о специфических особенностях мальчиков и девочек, они вызывали столь нездоровую реакцию в обществе, что порой объявляли артефактами.

Третий этап

– «психоаналитический». Начало ознаменовывалось деятельностью Зигмунда Фрейда.

Самого Фрейда трудно отнести к «гендерным» психологам. Однако редкие его высказывания о женщинах были возведены в ранг непреложных истин и на многие годы сформировали стереотипное представление о женщине [7, С. 33].

В дальнейшем отношения между психоанализом и психологией женщины развивались противоречиво. В 1960 г. психоанализ был объявлен опасным для женского душевного здоровья, но тем не менее психоанализ остаётся одним из классических направлений в исследовании женщины.

Четвёртый период– появление первых теорий.

Несмотря на начавшиеся исследования и успехи гендерной психологии, наблюдается перерыв до середины 20 века. Причина – влияние движения за освобождение женщин, на этот раз негативное.

Среди авторов многочисленных работ данного периода можно выделить 5 женщин: Мартину Хорнер, Элеонор Маккоби, Сандру Бэм, Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган [7, С. 36].

Элеонор Маккоби– наиболее известное имя в психологии половых различий. В своих монографиях она употребляет термин «пол» наряду с термином «гендер».

В конце 1960 годов Матрина Хорнер

предложила объяснение малой успешности женщин по сравнению с мужчинами – отсутствие у женщин мотивации – «боязнь успеха» [38, С. 31].

В 1974 году внимание гендерных психологов переключилось на другую концепцию – Сандры Бэм

[35, С. 124]. Эта концепция касалась существования 3 типов людей с различной гендерной идентичностью:

1. с преобладанием фемининных характеристик

2. с преобладанием маскулинных характеристик

3. «андрогинных» – тех у кого наблюдался баланс маскулинных и фемининных характеристик.

Страницы: 1 2 3


Возможности метода беседы в исследовании личности. Основные типы и виды беседы
Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание. Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения ...

Интерактивная теория личности (Берроуз Ф. Скиннер)
С точки зрения Скиннера, поведение человека целиком зависит от возможности подкрепления из окружающей среды. Для того, чтобы объяснить поведение нужно проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последействиями. ...

Оценка
Какую оценку поставит экзаменатор? Трудно ответить на этот вопрос. Оценка зависит не только от того, ч т о вы сказали на экзамене, но и от того, к а к вы это сказали. Для полноты впечатления от вашего ответа экзаменатор вполне может вас спросить: «Ну, так что будем ставить - 3 или 4?» Если вы спокойно ответите «3», он поймет, что на эт ...