Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Социальные нормы, роли и гендерные конфликты

Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
Страница 1

Социальные нормы– это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению Ш. Берн [10, С. 31], объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Ролевые теории – одно из направлений интеракционистской ориентации. Наиболее известные представители этого направления: И. Гофман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Сарбин, Р. Ромметвейт [25, С. 26].

В подавляющем большинстве случаев реакцией на социальные нормы является почти автоматическое подчинение, но бесспорно существуют ситуации, когда мы этого не желаем. По мнению И.С. Клециной [20, С. 66] существуют 3 типа подчинения

социальным нормам:

1. Уступчивость– тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит своё поведение в соответствии с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.

2. Одобрение

, интернализация – тип подчинения социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен.

3. Идентификация– тип подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели.

Набор норм, содержащие обобщённую информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями.

Гендерная роль

– это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определённые социальные ожидания (экспектации).

И.С. Кон отмечает [24, С. 765]: «гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении».

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по половому признаку. Основным критерием выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчина перестал быть только «воином и охотником». И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на домашней сфере деятельности, а от мужчин – в сфере общественной, что не раз подчёркивает О.А. Воронина и Т.А. Клименкова [12, С. 10–20].

Гендерные роли можно изучать на 3 различных уровнях:

1. На макросоциальном

речь идёт о дифференциации функций по половому признаку и соответствующих культурных нормах.

2. На уровне межличностных отношений

гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности.

3. На интраиндивидномуровне интернализованная гендерная роль – производная от особенностей конкретной личности: индивид строит своё поведение в качестве мужа или отца с учётом. Каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта.

Страницы: 1 2


Общее понятие детской одаренности
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется л ...

Заключение.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования. Что подтверждает мнен ...

Цифры
После того, как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с обозначением чисел цифрами, как печатными, так и рукописными. Цифру надо внимательно рассмотреть вместе с ребенком; подыскать предметы, с которыми можно сравнить цифру по форме. Цифру можно вылепить из глины, из пластилина, выложить из камешков, косточек, написа ...