Оценка эффективности психотерапии
Страница 15

3.Они усиливают и кристаллизуют ролевое поведение членов семьи.

4.Они представляют собой своеобразную форму метакоммуникации. Пациенту легче бывает показать суть конфликта, чем рассказать о нем. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках.

5.Они дают возможность терапевту прямого вмешательства в семейную систему.

Приводим следующее наблюдение.

«Идентифицированный пациент», Лена, 18 лет. Диагноз: нервная анорексия. На одном из занятий, используя социометрический прием «семейная скульптура», расположила членов своей семьи в пространстве как бы стоящих к ней спиной, когда она здорова, и повернувшихся к ней лицом и протянувших руки, когда больна. Благодаря этой технике удалось быстро выяснить семейное правило дисфункциональной семьи: «Мы объединяемся только в болезни и горе» и перейти к реконструкции семейных отношений.

Определение границ. Все вербальные и невербальные признаки нарушения границ между подсистемами, выявляемые на занятии, служат сигналом психотерапевту для проработки с семьей. Родительская подсистема должна быть защищена от вмешательства детей, а также от других взрослых внутри и вне семьи. Иной раз возникала ситуация, когда ребенок был уверен, что он отвечает за действия одного из родителей, и пытался контролировать его во всем. «Расчерчивание границ» может начинаться с вопроса, кто за что отвечает или почему у других членов семьи нет подобной проблемы. В ходе психотерапии члены семьи должны определить собственные персональные границы и разделить ответственность. Проиллюстрируем это следующим примером.

Надя К., 22 года, обратилась с жалобами на неумение справляться с проблемами, суицидные мысли, отсутствие аппетита и насыщения от еды.

Наследственность психопатологически не отягощена. Старшая сестра матери страдала болезнями желудочно-кишечного тракта, у матери хронический панкреатит.

Между супругами с 5-го дня их знакомства возникли ссоры. Когда мать забеременела, то ребенок был желанным для родителей, но мать сомневалась, женится ли на ней отец будущего ребенка. Отец при рождении дочери дал ей свою фамилию, а брак зарегистрировал только спустя год. Мать считала, что женился он на ней не по любви, а только по физическому влечению. Полагала, что муж требовал от нее соответствия придуманному им имиджу. Упреки мужа касались чаще всего неумения жены планировать хозяйство, неэкономной траты денег. Жене не нравилось, когда муж сравнивал ее с другими женщинами, воспринимая это как «Я — плохая». Отец — морской офицер, привык к распорядку дня как на корабле. Трудно переключаем. Испытывал дефицит общения, считал, что с ним обсуждалась только тема денег, еды. С подругами, с его слов, жена зато могла говорить часами на разные темы, к ним он супругу иногда ревновал. Когда жены нет дома с дочерью также сложно было общаться, так как та занята уроками. В течение многих лет нарушены интимные отношения между супругами, из-за якобы периодически обостряющегося панкреатита и ночных болей у жены. Через 10 лет супружества отец Нади часто спал на раскладушке в проходной комнате. Еще через 5 лет у отца появилась любовница, по поводу которой ему жена устраивала сцены. Через несколько лет они оформили официальный развод, и, по требованию дочери, отец был переселен в отдельную квартиру, так как часто не ночевал дома.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Закон общего количества оценок. Соотношение плохих и хороших оценок обычно тяготеет к некоему постоянному показателю
Было бы большой ошибкой считать, что уровень знаний ваших коллег не влияет на вашу оценку. Не следует также думать, что потенциальные отличники все поголовно на экзамене получат пятерки,- оценки носят во многом относительный характер. Конкретные знания конкретного отвечающего не всегда прямо соотносятся с абстрактным эталоном, они завис ...

Результаты исследования и их анализ
Результаты выполнения детьми методики представлены в следующей таблице: Таблица 2 Результаты исследования № п\п Ф.И. учащегося Задание 10 Правильно решённых задач (баллы) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 А.Г. С + + - - + + - + + - 6 2 Б.П. П. + - ...

Теоретические основы изучения. Народонаселения
Демография (с греч. demos – народ, grafio – пишу). Объект изучения демографии – население. Предмет демографии – процессы и факторы воспроизводства населения как одного из фундаментальных компонентов воспроизводства общества. Население и народонаселение. Воспроизводство населения. Типы движения населения – естественное (включает процессы ...