Информация » Как подготовиться к ответу на экзамене » Сколько и как говорить? Доказательство и подкрепление

Сколько и как говорить? Доказательство и подкрепление
Страница 2

Еще раз повторяем: ни в коем случае нельзя держаться «на равных» с экзаменатором. Проявляйте уважение к нему, но в то же время соблюдайте чувство собственного достоинства.

Информация, сообщаемая экзаменатору, должна быть полной, ясной и содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ. Примером здесь может послужить притча о спартанцах, которые славились своей лаконичностью. Однажды в их город прибыл посланец далекого греческого государства, в котором свирепствовал голод. Он обратился к спартанцам с длинной речью, в которой содержалась просьба дать ему мешок пшеницы. Спартанцы ему отказали со следующим наставлением: «Мы забыли начало твоей речи, и поэтому не поняли и конец». Тогда подошел второй посланец, показал пустую сумку и сказал: «Видите, сума пуста, наполните ее чем-нибудь». Спартанцы исполнили его просьбу, но заметили: «В следующий раз будь кратким. То, что сума пуста, мы видим. А то, что ты хотел, чтобы ее заполнили, не надо было дополнительно объяснять»

Итак, отвечать следует кратко. Еще ораторы древности говорили о «неполезности» длинных фраз, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора. Цицерон утверждал, что «величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно».

Существует оптимальный объем ответа, и краткость речи не тождественна преуменьшению этого объема. Выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони свое мнение о соотношении мысли и слова выражал следующим образом: «Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все- таки быть краткой, она же при десяти минутах может казаться длинной и утомительной»

Таким образом, преуменьшение объема ответа, как и его преувеличение за счет многословия, свидетельствует о низком уровне ваших знаний.

В каждом отдельном случае ориентируйтесь на реакцию экзаменатора, на его нетерпение или, наоборот, на то, что он явно ждет продолжения.

Внимание экзаменатора, как и любого другого человека, во время вашего ответа по силе своей неравномерно. Это можно заметить по выражению его лица, взглядам, жестам и т.д. Иногда во время ответа экзаменатор встает, подходит к окну, делает какие-то записи. Может случиться и так, что в аудиторию зайдет другой преподаватель и завяжет с ним беседу. Если в вашем ответе есть спорные места или сложные и недостаточно освещенные части - старайтесь изложить их именно в этот момент. «Проскочив» сложный участок и подойдя к хорошо подготовленной теме, привлеките к себе внимание экзаменатора интонацией, паузой, сменой ритма высказывания.

Страницы: 1 2 


Результаты и их обсуждение
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика на определение уровня конфликтности и предпочитаемого стиля поведения в конфликтной ситуации (Приложение №1) среди испытуемых: - соперничество; - приспособление; - компромисс; - уклонение; - сотрудничество. С помощью данной методики были получены следующие данные, ко ...

Понятие самооценки.
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. [54] Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в систем ...

Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенн ...