Информация » Психология личности » Компоненты теории личности

Компоненты теории личности
Страница 2

Принадлежность к определенной культуре влияет в первую очередь на образование нормативных моделей в мышлении, эмоциях и поведении. Точно также принадлежность к определенному классу формирует ценностные установки, потребности, мотивации и стиль жизни. Социальные факторы оказывают влияние в первую очередь на формирование конфликтности личности и поведения индивида в стрессе. Кроме того, социальные факторы имеют значение при определении подверженности определенным формам психических расстройств.

Влияние семейного окружения заключается в том, что родители служат для ребенка моделью подражания как в раннем возрасте, так и далее.

Генетические факторы также значимо влияют на личность. Так, исследования, проведенные на близнецах, показали, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм, застенчивость и робость устойчиво предаются по наследству.

В настоящее время идут горячие споры о том, что оказывает решающее влияние на развитие личности-генетика или факторы среды. При этом преобладающей позицией является то, что генетические факторы создают некоторый диапазон, в рамках которого развитие личности зависит от факторов внешней среды.

Таким образом, теория личности обязательно должна объяснить развитие структур и процессов, лежащих в основе поведения человека.

4. Психопатология. Этот компонент теории личности должен объяснять, почему некоторые люди не в состоянии присоединиться к требованиям общества и эффективно функционировать. Центральной темой этого компонента личности является этиология психических нарушений, т.е. объяснение причин ненормального поведения.

В этом вопросе существуют значительные расхождения. Так, теоретики, придерживающиеся психодинамической (фрейдистской) ориентации, считают, что причиной неврозов и истерий в зрелом возрасте являются конфликты, не нашедшие разрешения в зрелом возрасте. Сами эти конфликты возникают в результате одновременного существования противоречивых желаний в отношении секса и агрессии.

Бихевиористское направление, наоборот, само поведение рассматривает как проблему. Бихевиористы считают, что не существует никаких внутренних конфликтов и угроз. Для объяснения причин неадекватного поведения необходимо вернуться в прошлое индивида, и выяснить при каких обстоятельствах произошло научение отклоняющемуся поведению, и каким образом это поведение сохранилось в настоящем.

Представители социокультурной модели поведения считают, что стрессы и конфликты, которые люди переживают в повседневном поведении, могут вызывать и поддерживать психопаталогию.

5. Психическое здоровье. В большинстве теорий личности ставится вопрос о том, из чего складывается понятие здорового образа жизни. Так, например, Фрейд считал, что функционирование зрелой личности определяется способностью продуктивно работать и поддерживать нормальные межличностные отношения. Согласно Фрейду, способность работать предполагает способность ставить перед собой отдельные цели и справляться с тревогой таким образом, чтобы это не блокировало поведение. Кроме того, удовлетворительные социальные отношения предполагают возможность наслаждаться эмоциями без чувства угрозы, а сексуальные и агрессивные побуждения направлять в сознательное русло.

Психическое здоровье может быть определено также в понятиях сознательного научения. В понимании Бандуры психическое здоровье – это способность быть самоэффективным, т.е. выбирать именно те формы поведения, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Некоторые теории личности делают акцент именно на психическом здоровье. Так, Маслоу считал, что для нормального развития личности необходим сдвиг потребностей от наиболее примитивных до высших. Маслоу считал, что самореализовавшиеся люди имеют такие качества, как эффективное восприятие реальности, потребность в уединении и частной жизни, а также принятие себя и других.

6. Терапевтическое воздействие на личность. Во многих теориях личности подробно разработаны клинические или консультативные аспекты. Их различия определяются в первую очередь различиями взглядов их авторов на структуру психического и принципы его работы.

С одной стороны психодинамическая теория основной упор делает на неосознанные конфликты и опыты научения основана на том, чтобы оказывать людям помощь в понимании причин и источников детских конфликтов и их влияния на взрослую жизнь.

В то же время бихевиористская теория считает, что поведение в значительной степени обусловлено жизненными событиями и окружающей средой. Считается, что люди в определенный момент жизни просто не смогли научиться необходимым навыкам. Поэтому их просто нужно научить эффективно функционировать, используя при этом определенные формы подкрепления.

Страницы: 1 2 3


Понятие о характере.
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере ( от греч. Character-печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах по ...

Мануальная асимметрия и специализация полушарий мозга
Рукость – это наблюдаемое в поведении человека преимущество правой или левой руки в силе, ловкости, скорости реакций, в том числе при письме. Большая часть людей европейской популяции относит себя к праворуким и легко замечает тех, кто отличается от них во владении руками. Предпочтение той или иной руки имеет множество названий: правору ...

Общение в контексте межличностного взаимодействия. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
Категория "общение" в психологической науке является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями "мышление", "деятельность", "личность", "отношения". "Сквозной характер" проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностн ...