Информация » Психология личности » Психосексуальные стадии развития.

Психосексуальные стадии развития.
Страница 3

Фаллическая стадия. Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. В большинстве случаев представления детей о взрослой сексуальности достаточно смутны, неточны и ошибочны. Тем не менее, как считал Фрейд, большинство детей знают о сексе гораздо больше, чем это кажется родителям.

Важнейшей целью этой стадии развития является полоролевая идентификация, т.е. то, что мальчик осознает себя особью мужского пола, а девочка – женского. Представления ребенка о половой жизни взрослых в этот период формируется в результате наблюдения за половыми действиями родителей, либо услышанные фразы, намеки и т.д.

В этот период ребенок рассматривает одного из родителей в качестве сексуального объекта. В детстве, по мнению Фрейда, отец предпочитает дочь, а мать – сына. Ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка.

При этом чувства, возникающие в семье по поводу таких отношений, могут быть не только нежными и дружескими, но и отрицательными, враждебными. При этом возникает особый комплекс, который во взрослом состоянии всегда вытеснен, но продолжает влиять на человека всю жизнь.

Рассмотрим, как этот комплекс развивается у мальчиков. Первоначально единственным источником сексуального удовольствия мальчиков является только мать. Разрыв с матерью для ребенка был бы страшным ударом, поэтому он стремиться как-то удержать ее на пост-оральных стадиях развития. Из своих наблюдений мальчик обнаруживает, что у его отца существует некий предмет – пенис, который каким-то образом связан с любовью матери и с доминирующей ролью отца в доме. Ребенок пытается передать матери свои эротически окрашенные чувства и поэтому дети часто демонстрируют матери свои половые органы. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится занять место отца. Некоторые дети даже иногда заявляют о своем желании жениться на них, не обращая внимание на наличие отца.

Постепенно мальчик осознает, что отец сильнее, больше, умнее, более умело делает какие-то действия и одновременно начинает считать отца главным конкурентом в борьбе за мать. Мальчик считает, что основа обладания матерью – это пенис, но у отца он больше. К тому же, мальчик думает, что отец знает о его мыслях и поэтому у мальчика возникает страх кастрации. В возрасте между пятью и семью годами в норме происходит разрешение комплекса: мальчик вытесняет в бессознательное свои сексуальные влечения к матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Этот процесс называется идентификацией с агрессором и выполняет несколько функций – во-первых, мальчик перенимает от отца те формы поведения, которые означают «быть мужчиной», во-вторых, мальчик пытается удержать мать не только при помощи пениса, как такового, но и обладая теми же атрибутами, что и отец.

Описанные явления Фрейд назвал комплексом Эдипа. В трагедии Сафокла «Царь Эдип» прорицатель сообщает отцу Эдипа, что он будет убит своим сыном. Тот отдает своего сына страннику и приказывает убить его. Но странник жалеет младенца и отдает его на воспитание царю соседнего острова. Эдип вырастает, возвращается в Фивы и женится на своей матери, не зная о том, что он ее сын. Когда Эдип узнал, что случилось, он ослепил себя.

Фрейд сделал вывод, что в основе конфликта лежит один из величайших психологических конфликтов – Эдип знал, что живет с матерью. Аналогичным примером стал Гамлет – тень его отца преследует его, она знает все его тайные желания. Основы Эдипова комплекса мы находим и в религии. Бог-отец убивает (хотя и только физически) своего сына, т.е. сбывается страх маленького мальчика.

У девочек процесс полоролевой идентификации происходит несколько иначе. Когда девочка вступает в фаллическую стадию, то обнаруживает, что в отличие от отца у нее нет пениса. Когда девочка делает это открытие, она начинает хотеть, чтобы отец вступил с ней в любовную связь, т.е. «подарил» ей пенис. Это желание называется «завистью к пенису». Девочка начинает проявлять враждебность по отношению к матери, во-первых, за то, что она родила ее без пениса, а во-вторых, аз то, что отец матери «дарит» пенис, а ей нет. По причине отсутствия пениса многие девочки считают свой род дефективным.

Постепенно девочка может смирится с отсутствием пениса, и пытается стать похожей на мать, чтобы все равно получить символический доступ к отцу.

Фрейд считал, что неразрешенные комплексы фаллической стадии являются ядерным комплексом любого невроза. Он обращал внимание на то, что в зрелости многие мужчины страдают навязчивыми страхами, приступами паралича или амнезии из-за вытесненного страха перед кастрацией. В то же время многие женщины в ходе психотерапевтических сеансов рассказывают о том, как в детстве были изнасилованы отцом или «незнакомцем». В большинстве случаев это фантазии, вызванные тем, что не произошло разрешение комплекса Электры.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, вызывающе, они стремятся всячески добиваться успеха, они постоянно демонстрируют свою мужественность и половую мощь. У женщин фаллическая фиксация приводит к желанию флиртовать, обольщать, главенствовать над мужчинами, хотя внешне такие женщины могут демонстрировать свою наивность и неосведомленность в вопросах секса. По Фрейду неразрешенные комплексы Эдипа и Электры – основная причина импотенции и фригидности.

Страницы: 1 2 3 4


Психологическое обеспечение педагогического процесса. Конспект урока по русскому языку (5-й класс)
Тема: Изложение по рассказу «Березка» (на подготовку и написание изложения отводится два урока). Тип урока Применение знаний на практике. Задачи: Образовательные: учить правильному и последовательному построению предложений; дать учащимся новые сведения о березе и той пользе, которую приносит это дерево; Коррекционно-развивающие ...

Соотношение профессиональной деформации с категориями «психическое выгорание», «стресс», «утомление», «депрессия»
Проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического (эмоционального) выгорания,широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального ...

У кого воображение богаче: у взрослого или ребенка?
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основыв ...