Основные принципы структурной теории личности
Главной научной задачей Кеттелла было объяснение взаимодействий между системой свойств личности и более объемной системой социокультурных свойств индивида. Главные принципы научной теории Кеттелла можно сформулировать следующим образом:
1. Адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, которые обусловлены наследственностью и влиянием окружающей среды. Необходимо принимать во внимание не только сами факторы, но и характер взаимодействий между ними.
2. Адекватная теория личности может строиться только на строгих методах исследования и точных измерениях. Основой изучения личности является мультивариативная статистика и факторный анализ.
Согласно Кеттеллу личность – это особая прогностическая функция
, которая позволяет предсказывать поведение индивида в определенной ситуации. Такую функцию он назвал уравнением спецификации
, которое имеет вид R
=
f
(
S
,
P
)
.
Таким образом, природа специфической ответной реакции человека R
зависит от стимулирующей ситуации S
и от свойств его личности Р
. Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но и вторичные переменные: физическое состояние, настроение, социальные роли, характерные в данной ситуации, т.е. переменная P
должна представлять собой весовую функцию, причем все черты меняются от ситуации к ситуации.
Несмотря на то, что социальные факторы также влияют на поведение человека, определяющим является совокупность черт личности. Все черты личности Кеттеллу разбил на следующие типы.
1. Поверхностные и исходные черты. Поверхностная черта
является совокупностью характеристик поведения, которые при наблюдении выступают как единое целое. Например, невнимательность, нерешительность и беспокойство составляют вместе основу тревожности или невротизма, т.е. тревожность это не просто набор перечисленных черт, а именно их взаимосвязь.
Исходные черты
– это основополагающие структуры, представляющие собой строительные блоки личности. Исходные черты определяют то постоянство, которое и определяет устойчивость личности. Исходные черты существуют на глубинном уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.
Кеттелл провел широкую исследовательскую работу и методом факторного анализа определил 16 черт личности, которые легли в основу его опросника 16PF.
2. Конституциональные черты – инвайроментальные черты. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных человека. Например, нарушению обмена могут быть причиной нарушения уравновешенности. Инвайронментальные черты сформированы окружающей средой, т.е. влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты обуславливают характеристики и стили поведения, усвоение в процессе научения.
3. Способности, темперамент и динамические черты. Черты могут быть классифицированы через те проявления, в которых они выражаются.
Способности как черты определяют умения человека сохранять эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, свойство моторики – примеры способностей.
Темперамент определяет не черты, которые определяют эмоциональность человека. К свойствам темперамента относятся темп, лабильность, непосредственная эмоциональность.
Динамические черты объединяют в себе структуру мотивации человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Например, амбициозность, стремление к власти и т.п.
4. Общие черты – уникальные черты. Общие – такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, интеллект, интроверсия-экстраверсия и т.п. присутствуют у всех, следовательно – это общие черты. Уникальные черты – такие, которые присутствуют лишь у немногих или вообще только у одного человека. Уникальные черты обычно присутствуют в сфере интересов и установок.
Методика диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма учащихся
младшего школьного возраста (Г.Ю. Айзенк)
Автор двухфакторной модели личности Г.Ю. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсии -интроверсию и нейротизм Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов. Он предложил три базисных измерений личности:
Нейротизм - х ...
Целенаправленность и
потребности
Роттер рассматривал людей, как целенаправленные живые системы. Люди стремятся максимизировать поощрения и минимизировать или избегать наказания. Поведение человека в основном направлено на удовлетворение основных потребностей.
Потребность – набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или похожие наборы под ...
Определение понятия
«переговоры»
В этом случае самым продуктивным средством речевого манипулирования являются переговоры. Словари определяют переговоры как процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон. Большей частью, переговоры представляют собой деловое общение с целью достижения совместного решения. Всякий раз, когда двум или более людям нужно п ...

