Введение

Индивидуальная картина мозговой организации и психической деятельности cскладывается в течение длительного процесса онтогенеза. В результате взаимодействия природных предпосылок и культурно-исторического опыта, которые усваивает ребенок, формируются функциональные системы по обеспечению высших психических функций.

Межполушарная организация психических процессов – это важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.

Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других – правое полушарие.

Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту. Процесс латерализации функций головного мозга в онтогенезе происходит не линейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации. Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе.

Степень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития. Задержка латерализации функций нарушает когнитивное и эмоциональное развитие ребенка и создает предпосылки к возникновению трудностей в школьном обучении.

Целью работы

является исследование взаимосвязи выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка.

Гипотеза исследования

заключается в том, что существуют различия в сформированности когнитивных и личностных особенностей у детей с разным типом мануальной асимметрии. Структура взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик также различна у детей с разным типом мануальной асимметрии. Таким образом, мы предполагаем, что различия в мануальной асимметрии способствует большей успешности в одних сферах деятельности и неуспешности в других.

Предмет исследования

- мануальная асимметрия, как природная предпосылка индивидуальных различий.

Объект исследования

- эмоциональные и когнитивные особенности детей с различным типом мануальной асимметрии.

Для решения цели ставятся следующие задачи:

- изучение литературных данных о современном представлении формирования высших психических функций и их мозговой организации в онтогенезе;

- подготовка теоретического обзора по проблеме межполушарной организации мозга и когнитивными и личностными особенностями;

- исследование выраженности мануальной асимметрии и выделение групп на основании коэффициента асимметрии;

- выявление взаимосвязи мануальной асимметрии и особенностей когнитивной и эмоционально - личностной сферы.

В работе используются методики:

- теппинг-тест – для определения выраженности мануальной асимметрии;

- детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS в адаптации А.М.Прихожан) – для определения тревожности у младших школьников;

- шкала оценки своей компетентности (С.Хартер, адаптирована Н.С.Чернышевой);

- методика по оценке эффективности произвольного и непроизвольного запоминания П.И.Зинченко;

- методика К.Мангины по определению сформированности зрительного восприятия;

- статистические методы анализа результатов исследования.


И отдельно о ясности вашего ответа
Если экзаменатор почувствует, что вы сознательно пытаетесь его запутать, то оценка ответа, безусловно, будет ниже ваших фактических знаний. Поэтому, даже если какой-либо вопрос вы знаете поверхностно и путаницы не избежать, то хотя бы изображайте ясность. Этого можно достичь уверенным тоном, короткими фразами, риторическими вопросами, л ...

Приложения
Приложение 1 Методика экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности. Инструкция Вы выступаете в роли экспертов и должны будете оценить членов вашей учебной группы с точки зрения чувства юмора. Перед вами четыре различные характеристики людей. Ваша задача распределить всех членов вашей учебной группы по этим характерист ...

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Теория Эрика Эриксопа так. же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тревожность у маленьких детей, апатия у индейцев, смятение у ветеранов войны, жестокость у нацистов. Во ...