Межполушарная асимметрия и память
Страница 2

Бурно развивающаяся область современной нейропсихологии – это нейропсихология нормы, или нейропсихология индивидуальных различий (Е.Д.Хомская и др., 1977). В основе ее лежит представление о неравномерности развития высших психических функций в норме. Из опыта всем известно, что у одного человека (взрослого или ребенка) хорошо развиты зрительное восприятие и память, а у другого – слуховые процессы, у третьего – тактильные. Эти различия возникают неслучайно. Формирование мозговых систем и функциональных ансамблей мозга – длительный процесс, который обуславливается взаимодействием биологических (органических) и социальных (средовых) факторов, вероятностными механизмами самоорганизации мозговых систем. В связи с этим формирование каких-то групп функций идет более благополучно, других – менее, что в результате ведет к неравномерности развития отдельных компонентов высших психических функций. Как отмечает известный психолог Н.В.Дубровинская, «значительная межиндивидуальная вариабельность представляет собой не случайное и нежелательное отклонение от среднего нормативного уровня, а закономерное явление, выгодное для популяции в целом. Это разные, а не «плохие» и «хорошие» варианты нормы».

В классификации типов профиля латеральной организации мозга мануальная асимметрия рассматривается как наиболее значимая из всех, и вся классификация строится по формуле «рука – ухо - глаз», поэтому леворукие и праворукие испытуемые не могут попасть в одну категорию.

Признание за рукой ведущей роли в оценке профиля асимметрии основывается и на литературных, и на клинических сведениях. Как известно, наибольшее число корреляций между доминантностью полушария и психическими функциями получено при сопоставлении одной только мануальной асимметрии с теми или иными психическими процессами и состояниями. Клинические данные показывают высокую значимость левшества как актуального (в виде ведущей руки), так и латентного («семейного») для появления особых нейропсихологических синдромов и их динамики.

В нейропсихологии существует множество работ посвящённых анализу нарушений, которые возникают в памяти при локальных поражениях мозга. Одна группа работ была направлена на изучение общих законов нарушений памяти, которые возникают у больных с локальными поражениями больших полушарий и глубинных структур мозга. Эти работы показали, что такие поражения задевают прежде всего текущую, оперативную память, оставляя относительно сохранной память на прежние события (А.Р.Лурия, 1974; B.Milner. 1968 ).

Другие работы были направлены на изучение специфических особенностей нарушения памяти, возникающих при поражениях ограниченных зон коры головного мозга или отдельных полушарий.

Эти работы позволили установить, что нарушения памяти могут иметь модально-специфический характер (ограничиваясь избирательными расстройствами зрительной, слуховой или тактильной памяти) или же материально-специфический характер (ограничиваясь запоминанием речевого или неречевого, наглядного материала).

Позже были получены результаты, что поражение левого полушария приводит к преимущественному нарушению процессов произвольного запоминания, то поражение правого полушария с особенной отчётливостью сказывается на процессах непроизвольного запоминания.

Эти факты дают основание заключить, что в процессе запоминания даже речевого материала участвуют оба полушария, при этом их участие неоднозначно, и что правое полушарие обеспечивает возможность непреднамеренного, непроизвольного запоминания в отличие от левого полушария, обеспечивающего более высокий произвольный уровень организации мнестической деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Межполушарная асимметрия мозга – это своеобразие психической деятельности, сопровождающаяся физиологическими процессами, связанными с активностью левого и правого полушария. Она созревает к 5- 10 годам и сопровождается гибелью нейронов, не образовавших связей с нейронами через мозолистое тело, имеющими аналогичную функцию на противоположной стороне мозга.

Она выражается в радикальных отличиях, связанных со способами обработки информации. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, а правое – целостно. Можно сказать, что левое полушарие организует восприятие мира в пространственных и временных рядах.

Одновременность обработки информации в правом полушарии свидетельствует о том, что оно отвечает за информацию, которая не может быть последовательно обработана дихотомически: пространственные функции, память, эмоции, бессознательное.

Страницы: 1 2 3


Подготовка руки к письму
Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма. Содержательная сторона — это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется. Как ...

Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих способностью к генерации юмора. Программа эмпирического исследования
На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как 1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну; 2) коммуникативную способность, так как юм ...

Понятие и сущность конфликтов, и их особенности
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем. Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взято ...