Исследование механического, непроизвольного и опосредованного запоминания в выделенных группах младших школьников
Рассмотрим различия в механическом, непроизвольном и опосредованном запоминании в выделенных группах младших школьников.
Память в детском возрасте является одной из основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции.
По сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня. Это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредованной памяти у ребенка, поскольку данный вид памяти ещё не стал для него актуальным. В большинстве случаев ребенок, получая учебную информацию, играя с друзьями, вполне обходится механической памятью. (А.А.Смирнов «Сравнительный анализ памяти у детей младшего и среднего школьного возраста»). Большое значение играет для младшего школьника и непроизвольное запоминание, так как логические, произвольные формы запоминания только формируются.
В Приложении приведены данные по механическому и непроизвольному запоминанию, а также и опосредованному запоминанию.
Рисунок 5. Соотношение механического, непроизвольного и опосредованного запоминания у трёх групп испытуемых.
На рисунке 5 видно, что самые высокие показатели в запоминании у амбидекстров, особенно по опосредованному запоминанию. Больше всего различий между правшами и амбидекстрами (U= 266,5; p<0,04) в непроизвольном запоминании. В механическом (U= 228,0; p<0,01) различия тоже достигают значимого уровня.
Несмотря на то, что на рисунке 5 видны различия по механическому запоминанию, а особенно по опосредованному запоминанию между левшами и амбидекстрами, однако эти различия достигли значимого уровня только по опосредованному запоминанию.
Таким образом, амбидекстры демонстрируют лучшее развитие всех форм запоминания по сравнению с другими детьми.
В силу слабого доминирования, амбидекстры вынуждены использовать все виды запоминания для лучшей адаптации, как одну из основных высших психических функций.
Это согласуется с литературными данными (А.В.Семенович / Введение в нейропсихологию детского возраста.– М.,2005.). У лиц с невыраженной мануальной асимметрией (амбидекстров), наблюдается высокая помехоустойчивость когнитивной деятельности, т.к. в жизненных ситуациях они используют более примитивные виды запоминания, такие как непроизвольное. Более высшую форму запоминания, такую как опосредованное эти дети начинают использовать раньше, чем все остальные.
Обладая такими возможностями при запоминании, эти дети способны преобразовывать учебный материал так, чтобы максимально использовать свои преимущества.
Леворукие по нашим данным обладают низким опосредованием (что противоречит литературным данным (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., Книга. 1994.)). Такое несоответствие может быть вызвано малочисленностью группы леворуких по сравнению с двумя другими группами.
Полученные данные согласуются с многочисленными литературными данными о некоторой задержке становления высших психических функций леворуких детей и детей с невыраженной мануальной асимметрией (амбидекстров), связанных с нетипичностью созревания мозговой организации. Амбидекстры в силу не четкого доминирования склонны использовать мнемическую функцию как одну из основных когнитивных стратегий приспособленности к учебной деятельности.
Конспекты психокоррекционных занятий для детей
Обследование проводилось только при участии экспериментатора и ребёнка, не прерывалось посторонними. С детьми был установлен контакт ещё в классном кабинете. Место, диагностический инструментарий были заранее подготовлены, исключены отвлекающие факторы (шум, посторонние, лишние предметы на столе). Дети чувствовали себя свободно и комфор ...
Исключительные особенности гениальных людей
Возникает вопрос, возможно ли на основании всего вышеизложенного прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное, как невроз, умопомешательство? Нет, такое заключение было бы ошибочным. Правда, в бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными и в психиче ...
Как отвечать на замечания? Техника их нейтрализации
Очень часто экзаменуемые никак не реагируют на замечания экзаменаторов. Они просто принимают их к сведению. Это глубоко ошибочная практика! Своими замечаниями экзаменатор как бы объясняет вам, почему в дальнейшем поставит вам невысокую оценку. Задача же экзаменуемого состоит в том, чтобы, не вступая с преподавателем в открытое столкнове ...