Психологические особенности учащихся младшего школьного возрастаСтраница 1
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
• Формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
• Развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, умения учиться;
• Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
• Раскрытия навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
• Становления адекватной самооценки, развития самокритичности по отношению к себе и окружающим;
• Усвоения социальных норм, нравственного развития;
• Развития навыков общения со сверстниками, установления дружеских контактов [25, 264].
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключают того, что младший школьник активно включён и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и т.д.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка.
Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не обретёт умения учиться, не научиться дружить, не обретёт уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо высоких душевных и физических затрат.
Правда, забегая вперёд, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особой заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребёнком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста [30, 28].
Что же характеризует особенности психического, личностного развития школьников на стыке этих возрастов?
В отечественной психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований [42, 32].
Каждая стадия психического развития, по А.Н.Леонтьеву, характеризуется «изменением места, занимаемого ребёнком в системе общественных отношений» [26, 47], «определённым, ведущим на данном этапе отношением ребёнка к действительности, определённым ведущим типом его деятельности» [26, 64] под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии» [41, 98]. Следовательно, ведущая деятельность ребёнка характеризуется тремя признаками:
Во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;
Во-вторых, это деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы;
В-третьих, это деятельность, от которой главным образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребёнка [26, 72]. В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивают сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. по словам Д.Б.Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим» [41, 75]. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, всё больше значения для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
• Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
Обобщение и оценка результатов эксперимента
Экспериментальные исследования проводились по методикам, описанным в главе 2. В всех экспериментах принимало участие 15 человек. Эксперименты проводились среди студентов в дневное время, в помещении аудитории. Возраст испытуемых 20 – 25 лет. Состояние здоровья всех испытуемых нормальное.
Для проведения опыта 1 и опыта 2 группа испыту ...
Психоанализ
Психоанализ был и остается для нас самым противоречивым и таинственным методом психологии. Слово это знает каждый, даже самый далекий от психологии человек. Ну кто не слышал о Зигмунде Фрейде?
С другой стороны, психоанализ является мало распространенным и доступным, поскольку в Казахстане еще не сформирована практика психоанализа.
Пол ...
Политический имидж,
его специфика и проблемы исследования
Любой политический имидж - особый вид имиджа, включающий в себя общие политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа. Говоря о политическом имидже, специалисты нередко определяют его как целенаправленно формируемый и про ...