Информация » Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников » Организация и методы исследования. Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)

Организация и методы исследования. Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)

Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики:

1. Социометрия.

2. Методика диагностики темперамента Айзенка.

Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии.

Социометрия

- метод, разработанный Дж. Морено

. Эта методика позволяет сделать моментальный тест на выявление внутренних взаимоотношений в коллективе, и в дальнейшем использовать полученные данные для работы по повышению сплоченности [36].

Цель исследования:

диагностика эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы;

измерение сплоченности и разобщенности (конфликтности) между членами группы;

выявление авторитета в группе по признакам симпатии и антипатии (лидер, звезды, отвергнутые);

обнаружение внутригрупповых отношений, сплоченных образований в группе.

Социометрическое исследование проводилось с группой детей младшего школьного возраста МОУ НОШ № 14 г. Новый Уренгой в количестве 40 человек в возрасте 9-10 лет (4-А и 4-Б классы). Каждому из них было предложено сделать 2 выбора по 2 человека на каждый выбор. Ответы заносились детьми в социометрическую карточку.

Когда социометрические карточки были заполнены и собраны, была проведена математическая обработка данных и составлена социоматрица (см. таблицу в прил. 1).

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. Определение показателя групповой сплоченности

Коэффициент групповой сплоченности = Сумма количества взаимовыборов / Сумма количества выборов х 100 %

Коэффициент групповой сплоченности в данном коллективе составил 0,067 или 6,7 %

Более подробный отчёт по исследованию, индексы сплоченности в коллективе представлены в приложении.


Основные закономерности психического развития
Психическое развитие – это те изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды. Развитие это переход организма на более высокую ступень. Выделяют биологические и социальные факторы влияющие на развитие. Биологический ф ...

Стиль жизни
Важной частью концепции Адлера является понятие «стиль жизни ». Это уникальный для индивида способ адаптации к жизни, уникальное сочетание черт, способов поведения и привычек, которые составляют индивидуальность человека. Стиль жизни основан на усилиях человека по преодолению чувства неполноценности. Он постоянно прочно формируется в во ...

Компоненты феномена родительства.
Родительство - социально- психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, ...