Введение

Социальная среда, общественные отношения предъявляют к личности детей с нарушениями интеллектуального развития определенные требования, выражающиеся в том, что они должны в зависимости от уровня и активности восприятия и познания окружающих людей правильно распознавать и оценивать их и себя. Они должны регулировать собственное поведение, уметь ориентироваться в различных ситуациях, актуализируя и обогащая свой социальный опыт, принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися в обществе нормами.

Общение детей с нарушением интеллектуального развития с окружающими, восприятие и понимание самого себя, своих близких и незнакомых людей являются обязательными для развития и формирования личности и имеют важное значение для успешного протекания процессов социальной адаптации.

Социальная перцепция является важным звеном, определяющим всю линию поведения человека в общении. Изучение восприятия другого человека и самого себя у ребенка с умственной отсталостью позволяет сделать вывод о зрелости его личности, прогнозировать социальный успех в дальнейшей жизнедеятельности.

Проблема восприятия и понимания человека человеком стала активно разрабатываться в отечественной психологии в 70-е годы XX века. Значительный вклад в ее разработку внесли А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, В.А. Лабунская, Г.М. Андреева и др. Особенности восприятия и понимания информации о другом человеке у детей и подростков с умственной отсталостью исследовали О.К. Агавелян, С.З. Стернина, Н.Б. Шевченко и др.

Сегодня все больше и больше говорят о социализации умственно отсталых детей, одной из составляющих частей этого процесса должно стать развитие восприятия ими себя и окружающих их людей, что входит в понятие социальной перцепции. Дети данной категории, включаясь в процесс общения, должны уметь понимать поведение другого человека по внешней экспрессии, оценивать качества личности людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных ситуациях.

В данной работе охарактеризован процесс социальной перцепции, рассмотрены его возрастные особенности и специфика у детей с умственной отсталостью, а также представлены результаты экспериментального исследования восприятия себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками.

Объектом

социальная перцепция младших школьников.

Предмет

: специфика восприятия самого себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками.

Цель

исследования: выявить особенности социальной перцепции у умственно отсталых младших школьников.

Поставленные перед нами задачи

:

1.Анализ понятий «восприятие человека человеком », «восприятие себя».

2.Теоретическое изучение развития социального восприятия в норме и при умственной отсталости.

3.Экспериментальное исследование специфики восприятия самого себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками.

Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие методы

и методики: опросник в виде шкалирования – методика «Лесенка» (В.Г. Щур), проективный метод – методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте), тест – методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова).

База

исследования - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида


Понятие и сущность конфликтов, и их особенности
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем. Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взято ...

Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью. Процесс восприятия другого человека
Характеристика процесса восприятия человека человеком Первой ступенью познания другого человека, как и себя, является чувственный образ, формирующийся как процесс построения изображения. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека о ...

Исследование тревожности в выделенных группах младших школьников
Тревожность – одна из характеристик эмоционального благополучия ребёнка. Эмоциональное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга его общения – он начинает учиться в школе. Тревожность у младших школьников возникает вследствие фрустрации потребности в надёжности, защищ ...