Информация » Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью » Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью. Процесс восприятия другого человека

Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью. Процесс восприятия другого человека
Страница 1

Характеристика процесса восприятия человека человеком

Первой ступенью познания другого человека, как и себя, является чувственный образ, формирующийся как процесс построения изображения. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку. Также социальному восприятию присуще такие особенности как объективированность и субъективность, целостность и структурность.

Основой целостности и структурности восприятия является отражение формы (и контура) предмета, которая выделяет его из окружения и выражает единство строения предмета как целого. Так, очертание лица и общий силуэт тела – важнейшие опознавательные признаки человека для воспринимающего субъекта.

Многочисленные исследования показали, что целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается на формирующемся образе человека. А.А. Бодалев пишет, что большое значение в формировании образа человека имеет ракурс, в котором обычно видят воспринимаемого объекта. Разница в росте в процессе восприятия оказывает огромное влияние на формирующийся образ [28].

Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как константность. Так, несмотря на изменения освещенности и удаленности наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным. Также оно характеризуется активностью, заключающейся в активных микро- и макроскопических движениях глаз. На первой стадии установления перцептивного образа человека с помощью макродвижений глаз осуществляется наводка рецепторов на воспринимаемого человека и определяется его местоположение в поле восприятия.

Восприятие себя и другого характеризуется осмысленностью. Посредством слов в образ человека включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом. Благодаря слову в образ воспринимаемого человека включается содержание, не данное непосредственно, чувственно. Оно может действительно характеризовать воспринимаемого, а может быть совсем ему не присуще.

Особенности облика и поведения воспринимаемого человека и изменения в них, фиксируемые в момент восприятия, не жестко определяют поведение воспринимающего, т.к. воздействие этих особенностей опосредуется его опытом, внутренним миром, целями, мотивами, установками. Не способный абстрагироваться от них субъект восприятия обычно связывает внешний облик, манеру поведения и стиль действий другого человека с определенными устремлениями, вкусами, моральными принципами, актуальными и потенциальными возможностями воспринимаемого.

Таким образом, другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (рост, пол, возраст, фигура, лицо и пр.), но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего субъекта.

Ю.П. Платонов определяет социально-перцептивный процесс – как сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. Он отмечает, что в данном процессе всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане [27].

В психологическом знании описываемый нами процесс неразрывно связан с общением и является одним из его компонентов. А. В. Петровский и другие относят процесс восприятия человека человеком к «перцептивной» стороне общения. Он говорит, что общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношения к значимым объектам [4, 22].

В. Г. Крысько определил функции социального восприятия (социальной перцепции), обычно роли, которые оно выполняет в процессе взаимодействия между людьми, сводятся [17]:

1) к познанию человеком самого себя, являющемуся начальной базой для оценки других людей;

2) познанию партнеров по взаимодействию, дающему возможность сориентироваться в социальном окружении;

3) установлению эмоциональных отношений, обеспечивающих выбор наиболее надежных и предпочтительных партнеров;

4) организации совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наибольшего успеха.

Страницы: 1 2 3 4


Причины профессиональной деформации личности. Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел
В психологической литературе выделяют три группы факторов [13], ведущих к образованию профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности органов правопорядка; факторы личностного свойства; факторы социально-психологического характера. К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, ...

Организация и проведение исследования
В данной работе мы воспользовались методикой исследования фрустрации С. Розенцвейга. Этот метод является проективным, т.е. получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживан ...

Интернатные учреждения и их специфика
Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутри) [16, c. 349]. ...