Психолого-педагогические исследования перцептивной стороны общения у детей
с нарушением интеллектаСтраница 1
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком и самого себя. Развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно воздействует на развитие социально-перцептивных способностей.
Так, слабовыраженный «комплекс оживления», характерный для детей с умственной отсталостью, является первым симптомом неблагополучного развития ребенка как субъекта общения и познания другого человека. Л. М. Шипицына пишет, что умственно отсталый ребенок не отличает близких ему членов семьи от чужих людей, у него не появляется более живая и яркая реакция на лицо матери [37].
В первом полугодии, когда в норме у детей складывается отношение к взрослому как к партнеру по общению, умственно отсталый ребенок не испытывает потребности в общении, он требует только помощь со стороны родителей [30], показатели задержки развития его как субъекта межличностного восприятия – неадекватные реакции на поведение близких, низкая невербальная активность. Исследователи отмечают, что к первому году жизни нарушения общения, случающиеся при умственной отсталости, приводят к задержке формирования способности понимать и правильно интерпретировать невербальное поведение – социально-биологический способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков – незнакомых людей, их эмоциональное состояние и отношение к себе [28,32].
На втором году жизни у ребенка активно формируется речь, с ее возникновением образ человека соединяется со словом. Постепенно складываются первые обобщенные представления о других людях. При умственной отсталости происходит задержка в речевом развитии. С большой задержкой появляются первые слова, фразовая речь, даже самая простейшая, длительно отсутствует.
М. В. Браткова изучала предметную деятельность детей с органическим поражением головного мозга. Она отметила, что дети показали неготовность к сотрудничеству со взрослым, нестойкий интерес к предметам, нарушение целенаправленности и произвольности действий. Предметная деятельность у них не приобретает черт ведущей, «у малышей затруднена связь между всеми основными компонентами познания – действием, словом и образом» [8, c. 56]. Л. М. Шипицына пишет, что умственно отсталый ребенок не тянется к предметам, быстро утрачивает интерес. Появляющиеся в это время игры, примитивны, сводятся к размахиванию, верчению, бросанию игрушек и случайных предметов [37]. Овладение предметной деятельностью и азами игры – необходимое условие для развития восприятия других людей. Через эти процессы происходит отражение окружающей действительности, в том числе и человека.
Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. Развитие игровой деятельности умственно отсталых детей запаздывает, их игровая активность примитивна и подражательна. Устанавливать контакт со сверстниками ребенок не умеет, т.к. не понимает их интересов, смысла и правил игр. Е. В. Хлыстова отмечает, что у умственно отсталых детей плохо развиваются и дифференцируются чувства, задерживается развитие социальных эмоций [34]. Все это негативно влияет на развитие межличностного восприятия детей с умственной отсталостью.
К младшему школьному возрасту, благодаря развитию эмпатии увеличиваются возможности понимания чувств и намерений окружающих людей. Психологи отмечают, что учащиеся младших классов школ VIII вида также, как и дошкольники, не имеют адекватных представлений о себе и своих возможностях. Они либо чрезмерно завышают их, либо занижают. Также дети с умственной отсталостью не способны критично оценивать свои действия и поступки [15, 38]. В норме же по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится более адекватной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих, чем в дошкольном возрасте.
В процессе сознательного освоения детьми правил взаимоотношения в коллективе формируется объективная сторона оценочных отношений ребенка к себе и окружающим. Это, по мнению Б. Г. Ананьева, определяется направлением и стилем воспитательной работы в образовательном учреждении [3]. А также как считает Л. М. Шипицына, тем, что с возрастом самооценка и оценка других людей школьников с нарушением интеллекта становится более адекватной, отмечается появление таких личностных качеств, как умение оценить себя и результаты своей деятельности [38].
А. И. Гаурилюс исследовала динамику становления межличностных отношений и представлений об окружающих у учащихся начальных классов школы для умственно отсталых. Выявленные особенности [11, c. 27-31]:
1. Подавляющее большинство ответов на вопросы диагностической беседы носит конкретный, а в норме – неопределенный характер.
Фигура и фон
Если анализировать процессы восприятия исходя из принципов гештальт-психологии, можно прийти к выводу, что люди не просто воспринимают информацию, а организуют ее определенным образом. Наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, а менее значимые отходят на задний план. Перлз предположил, что процессы в ходе кот ...
Темперамент и общение.
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими Людьми, а, следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.
В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека, писал: «Представьте себе две рек ...
Виды замечаний
Для того, чтобы правильно реагировать на замечания экзаменатора, необходимо заранее знать, с какими видами замечаний вы можете столкнуться. ...