Исследование специфики восприятия себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками. Организация, методы и методики исследования социальной перцепции умственно отсталыми младшими школьник
Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушением интеллектуального развития). Эксперимент осуществлялся в группе продленного дня четвертых классов. В нем принимали участие 10 детей (8 мальчиков и 2 девочки) младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, возраст испытуемых 9-10 лет.
Основной задачей исследования явилось изучение специфики восприятия самого себя и других людей детьми с умственной отсталостью. Для ее решения использовались следующие методы: опросник в виде шкалирования, проективный метод, тест.
Для проведения исследования особенностей самовосприятия, с точки зрения представления о себе, как о личности, младших школьников с умственной отсталостью были использованы методики:
1. «Лесенка»
(автор: В. Г. Щур), предназначенная для выявления системы представлений ребенка дошкольного и младшего школьного возраста о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой [29, с. 139].
Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящий из 5-7 ступенек. Посередине располагают фигуру ребенка, выполненную из дерева или бумаги.
Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, и чем выше, тем дети лучше, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Учительница?»
2. «Нарисуй себя»(авторы: А. М. Прихожан, З. Василяускайте), являющаяся проективной, предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [29, с.142].
Материал и оборудование: цветные карандаши 4-6 штук – синий, красный, черный, коричневый, желтый, зеленый. Бланк методики, который представляет собой сложенный пополам лист нелинованной белой бумаги. Первая страница предназначена для сведений о ребенке, вторая, третья и четвертая – для рисунков.
Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально. Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком.
Инструкция 1: «Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуете плохого мальчика или плохую девочку. Будете рисовать двумя (тремя) карандашами. Чем хуже будет мальчик или девочка, которого вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой займет очень мало места».
Инструкция 2: «А теперь нарисуйте хорошего мальчика или девочку. Рисовать нужно другими карандашами. И чем лучше будет девочка или мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь лист».
Инструкция 3: «На этом листе нарисуйте себя. Рисовать можно всеми карандашами».
Исследование восприятия других людей проводилось в аспекте восприятия эмоционального состояния человека посредством экспрессии лица, в связи с этим использовались следующие методики:
1. «Эмоциональная идентификация»
(автор: Е. И. Изотова), направленная на выявление особенностей идентификации эмоций разных модальностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста [12, с.200]. Использовалась диагностическая серия № 2: форма-В, этап 1 и форма-С, этап 2.
Стимульный материал: пиктограммы (схематичное изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением.
Методика проводится индивидуально. По ходу фиксируются ответы испытуемых, виды оказанной помощи. Карточки предъявляются по одной. Первой используют фотографию с легко идентифицирующейся эмоцией (радость, печаль).
Инструкция 1 к форме-В, этап 1: «Я буду тебе показывать фотографии людей, а ты – отгадывать, что с ними случилось и какое у них настроение».
Инструкция 2 к форме-В, этап 1 (после каждого предъявления): «Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение)?»
Инструкция к форме-С, этап 2: «Перед тобой с одной стороны лежат фотографии людей с разными настроениями, а с другой – карточки с зашифрованными лицами этих людей. Постарайся найти их и разложить по парам».
2. «Нарисуй себя»(авторы: А.М. Прихожан, З. Василяускайте), в которой дополнительно оценивалось отражение ребенком лица человека, выделения, рисование им деталей, которые несут информацию об эмоциональном состоянии человека: глаз, бровей, носа, рта [29, с.142].
Теоретической основой такого использования данной методики то, что особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное творчество. Поэтому, каких людей изображает ребенок, как раскрывает их образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в человеке запечатлевается им легко, на что он обращает большее внимание [28].
Выводы
1. Обосновано, что изменяющаяся политико-экономическая ситуация в нашей стране, заставляющая значительную часть населения пересматривать свои взгляды, позиции, систему взаимоотношений с другими людьми, изменения, происходящие в сфере образования и, связанная с этим сложность положения юношества, актуализируют проблематику одиночества и ...
«Шутить невредно»
Еще один вариант начала ответа - юмор. Если вы видите, что экзаменатор склонен к шутке (а экзаменаторы тоже люди, и им необходима разрядка в течение многочасовой напряженной работы), можете при ответе отважиться на юмористическое замечание. Если же экзаменатор сам задает шутливый вопрос, то тут уж вы просто обязаны не только улыбнуться ...
Дефицитарная мотивация и
мотивация роста.
В дополнение теории иерархии потребностей Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
1. D
-
motives
– дефицитарные мотивы
, нацелены на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные и вызывающие напряжение. Обычно Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения и чем-то даже замещают черты ли ...