Обзор литературного по проблеме социального доминирования и ролевой
структуры семьи. Динамика ролевой структуры семьи в
историиСтраница 1
Примеры существования и развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать в исторической и культурной перспективе.
В.Н.Дружинин рассматривает языческую культуру, как пример традиционной системы отношений, где антропоморфные боги имели мужской или женский пол, а иногда – оба сразу. Самые древние религии характеризуются доминированием женского начала. Отсюда напрашивается вывод, что это была эпоха матриархата (пантеоны богов возглавляли богини – вавилонская Астарта, аккадская Иштар и др.).
Однако мы должны отметить, что не все специалисты поддерживают точку зрения о существовании такой формы традиционных семейных отношений, как матриархат /Михайлов Ю.П., 2000, с.64-65/.
Затем в древнегреческой мифологии проявляется другой тип семейных отношений – демократический: Зевс хотя и является номинальным ведущим, но находится в постоянном противоборстве с Герой /Дружинин В.Н., 2000, с.51-57/. Здесь права супругов примерно равны и не существует четкого разграничения обязанностей по половому признаку.
Однако, в исторической перспективе, затем положение изменилось: за нарушение супружеской верности женщины карались гораздо более сурово, чем мужчины /Витек К., 1988, с.35/. Тем самым мужчине возвращается более доминантная роль.
Аналог взаимоотношений между антропоморфными богами виден в отношениях в русской семье XII – XIV веков. Но, согласно В.Н.Дружинину, отношения мужа и жены строились не на отношениях «доминирования – подчинения», а на изначальной конфликтности. Женщина не подчинена мужчине, она – носитель особой женской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть /Дружинин В.Н., 2000/
В XIV веке Сильвестр, наставник Ивана IV, изложил структуру идеальной православной семьи в положениях «Домостроя». Главенство мужа превращалось в деспотизм: побои не преследовались, а поощрялись обычаем, неугодных жен заточали в монастыри и т.д. Фактически это была эпоха двоеверия, т.к. вопросы доминирования-подчинения и борьбы поколений разрешались силой и, скорее, по-язычески /Дружинин В.Н., 2000, с.75-79/
Позже, в XVIII веке и далее, дворянская семья руководствуется скорее западноевропейской христианской моделью семьи, предусматривающей большее равноправие.
В.Немирович-Данченко приводит ценные для нас данные относительно этой эпохи: «До Петра уже явились рядные записи, в которых жених обязывался не бить свою будущую жену. При жестоком обхождении мужа она по второй жалобе на него получала право развода. Некогда имущество жены принадлежало всецело мужу, и она не могла располагать им по своему усмотрению, но уже при царях право собственности не делало различия между полами. Женщина могла владеть поместьями, имуществами, капиталами…» /Швейгер-Лерхенфельд А.Ф., 1998, с.675/
Отсюда можно полагать, что «до Петра» семейные отношения характеризовались патриархальностью, а затем – стремлением к демократичности.
С приходом капитализма «… богатство стало главным фактором в объединении полов…» /Елизаров А.Н., 1996, с.56/ и к концу XIX – началу XX века все сильнее давала себя знать шаткость патриархальной семейной модели.
«Прежняя, привычная семья, - …писала А.М.Коллонтай, – где главой и кормильцем был муж, а жена состояла при муже, не имея ни своей воли, ни … своего времени, - эта семья на наших глазах меняется» /Голод С.И., 1990, с.5/.
Административный
восторг
Административный восторг - своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различн ...
Психофизиологическая
основа черт и типов личности
Айзенк одним из первых попытался определить физиологические системы организма, которые определяют развитие личностных черт. Как выяснилось, интраверсия-экстраверсия тесно связана с уровнем корковой активации, т.е. с электрической активностью головного мозга. Термин Активация Айзенк использует для обозначения степени возбуждения, меняюще ...
Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих
способностью к генерации юмора. Программа эмпирического
исследования
На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как
1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;
2) коммуникативную способность, так как юм ...