Введение
Юмор – важный и притягательный аспект поведения. После слов любви и признательности, наиболее желанны те слова, которые заставляют смеяться. В жизни немало смешного, люди тянутся к шутникам, много раз вспоминают ситуации, в которых доводилось смеяться.
Вопросы о юморе затрагивают все области психологии, его важность для человеческого поведения очевидна. Однако, как ни удивительно, юмор и связанные с ним темы редко упоминаются в научных психологических трудах. Возможно, такая ситуация сложилась ввиду сложности определения категории юмора и отнесения его феномена к какой-либо сфере личности.
Хотя юмор – это форма игры, он выполняет множество «серьёзных» социальных, когнитивных и эмоциональных функций. Люди, обладающие развитой способностью к юмору, являются более эффективными в социальных контактах, легче приспосабливаются к новым условиям. Однако каков психологический портрет таких людей? Какими личностными характеристиками, позволяющими развивать способность к юмору, они обладают?
Данная работа является актуальной
, так как представляет собой изучение столь редко рассматриваемого в психологической науке феномена юмора и исследование связанных с ним личностных особенностей.
Цель
работы – выявление личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор.
Объектом
исследования является такие личностные особенности, как творческие способности и личностные черты; предметом
– вышеописанные личностные особенности людей, способных понимать и генерировать юмор.
Гипотезой
исследования послужило предположение о том, что люди, обладающие способностями к генерации и пониманию юмора, характеризуются специфическими особенностями, а именно: высоким уровнем креативности и определёнными основными исходными личностными чертами.
Данное предположение возникло на основании результатов исследований А. Фейнгола и Р. Мазеллы, показывающих, что способные к пониманию и генерации юмора люди обязательно обладают особыми темпераментными факторами и характерологическими особенностями [11].
Данная работа решает нижеперечисленные задачи
.
1) Изучить научную информацию о таких личностных особенностях, как творческие способности и личностные черты.
2) Рассмотреть теоретические представления о юморе как способности.
3) Проанализировать исследования личностных особенностей людей, способных к пониманию и генерации юмора.
4) Эмпирически исследовать личностные особенности людей, способных понимать и генерировать юмор.
5) Сформулировать выводы.
6) Предложить рекомендации лицам, обладающим высоким уровнем способности к пониманию и генерации юмора.
Теоретическую базу исследования
составили теории способностей Б.В. Ломова, В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова и теории юмора А. Фейнгола и Р. Мазеллы.
В исследовании использовались следующие методы
:
· методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация имеющихся в специальной литературе теоретических положений и материалов отдельных исследований;
· методы сбора эмпирической информации: метод стандартизированного самоотчёта, тестовый метод и метод экспертных оценок;
· методы обработки и анализа эмпирических данных: качественные и количественные, в том числе статистические.
В качестве базы эмпирического исследования
выступил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета. Выборку
составили 60 человек в возрасте от 20 до 22 лет, из них юношей – 12 человек, девушек – 48 человек.
Научная новизнаработы заключается в том, что юмор рассматривается в категории способности и связывается с творческими способностями и определёнными основными исходными чертами личности.
Теоретическая значимость
состоит в дополнении научных знаний о юморе и с ним связанных личностных особенностей.
Практическая значимость
нашего исследования состоит в том, что разработанную процедуру экспертного оценивания юмора могут использовать психологи, исследующие область юмора. Кроме того, полученные данные могут быть полезны специалистам, исследующим юмор в других науках.
Интернатные
учреждения и их специфика
Школа-интернат
— образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутри) [16, c. 349]. ...
Механизм эффективного внушения
Вообще говоря, внушение есть один из способов воздействия одних лиц на других, которое производится намеренно или ненамеренно со стороны воздействующего лица и которое может происходить или незаметно для внушаемого лица, или даже с его ведома и согласия.
Для выяснения сущности внушения мы должны иметь в виду, что наше восприятие может ...
Специфика проявлений профессиональной деформации у сотрудников органов
внутренних дел
Следственная деятельность способствует развитию и закреплению определенных профессионально важных качеств специалиста. Вместе с тем она имеет такие психологические особенности, которые могут привести к нежелательным изменениям в личности специалиста, отрицательно влияющим на его работу. В этих случаях говорят о профессиональной деформац ...