Роль психолингвистики в анализе текстов предсмертных записок
Страница 2

В чем заключается здесь роль лингвистики? Слово, как основной элемент системы языка может выполнять функцию текста, но в целом семантика слова задается речевым контекстом, в котором оно находится. Высказывание, подчиняясь неречевому замыслу автора, отражает лишь фрагмент действительности. Текст как объединение высказываний на основе сложной программы отражает образ мира автора, включенного в деятельность общения. Текст выполняет в общении функцию структурации деятельности. Текст несет в себе целостное представление о затексте как своей референтной основе и содержит в себе подтекст как неявный смысл.

Текст обладает формальной связанностью (его части имеют соотносящиеся между собой языковые элементы) и семантической связанностью (его части несут в себе общие содержательные компоненты). Текст обладает эмотивносью – он отражает отношение автора к действительности.

Судебная психолингвистика занимается особенностями не только языкового общения, сколько языковой (и речевой) личности, которая стоит за текстом. Она может также помочь в решении проблемы идентификации личности по речи.

По косвенным признакам (и, в первую очередь, по речи) могут быть выявлены следующие параметры речи:

- симптомы эмоционального состояния, общего самочувствия, специфические изменения самочувствия, уровень общей активности, мотивация и эмоциональный фон деятельности.

- индивидуально-типологические особенности личности, связанные с силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов.

- особенности мотивационно-волевой регуляции, что проявляется в значимости для индивида тех или иных объектов, в том, что входит, и что не входит в зону его актуального сознания [25].

Важно отметить, что дифференциально-диагностической ценностью обладает как содержание высказывания в целом, так и его отдельные лексические единицы, особенности лексики и грамматики. Иными словами, при всей важности семантики, содержания речи, ее языковое оформление не может быть не связано с личностью.

Одной из важных характеристик речи, отражающих особенности личности говорящего или пишущего, можно отнести величину и разнообразие словаря. Этот показатель называется в англоязычной литературе type-token ratio и показывает соотношение количества разных слов с общим количеством слов в тексте. Он отражает богатство лексикона человека.[2]

Большинство текстов и речей в повседневной жизни состоят из ядра словарной системы (» 2500 слов), таким образом, появление слов, не входящих в это ядро, имеет особое значение.

Еще одной разновидностью при анализе является порядок сочетаемости слов, то есть взаимообусловленность появления в тексте двух или более различных слов в одном сочетании. Сочетаемость слов - явление очень персонализированное, и учет ее существенен при анализе.

Другие факторы анализа: настоящее/прошедшее времена, пассивные/активные залоги, утвердительные/отрицательные конструкции, опущение/замена определенного артикля (в англоязычной речи) некоторые другие характеристики, позволяющие сравнить структуру текста с системой языка а, посредством этого, и с другими текстами.[25]

Обширное исследование предсмертных записок суицидентов было проведено Ч. Осгудом и Э. Уолкером. Авторы отмечали, что подобные тексты характеризуются большей стереотипностью, чем письма, написанные в обычной, менее эмоциональной атмосфере. Например, для таких писем свойственны повторения (одних и тех же слов в одном предложении), практически не выделяются различия между письмами, написанными женщинами и мужчинами, в записках в большей степени выражается отношение к чему-либо и пр. Преобладают императивы (например «не чувствуйте себя слишком плохо…» и пр.), глаголы в прошедшем времени, предложения строятся амбивалентно (много союзов и предлогов, например: но, если, когда, потому что, в общем и пр.) [35]

Страницы: 1 2 


Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер
В младшем школьном возрасте сформированность мануальной асимметрии может являться показателем зрелости, а значит и готовности к школьному обучению. Поэтому в выделенных группах дети, вероятно, будут демонстрировать разную степень общей компетентности и компетентности в познавательной сфере. Для проверки этой гипотезы рассмотрим данные и ...

Виды профессиональной деформации
Профессиональная деформация юриста — это своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности. Классификация основных видов профессиональной деформации юриста в правовой науке в полной мере еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие ее разно ...

Структура отклоняющегося развития
Понятие дефекта — центральное для специальной психологии и педагогики — детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе. При качественном анализе нарушенного развития выделяют три группы феноменов — перви ...