Составление психологического портрета человека, принадлежащего к группе риска
На основании всего вышеизложенного мы можем сделать попытку составить психологический портрет человека, принадлежащего к группе риска.
Во-первых, индивид имеет конфликт с окружением близких ему людей. Это может быть семья, дети, родители. Конфликт может заключаться в непонимании, предательстве, неуважении и пр.
Не только семья, но отношения в целом, царящие в обществе, могут стать предпосылкой суицидального поведения. Ситуация конфликта в этом случае имеет глубокую субъективную значимость для человека и прежде всего, затрагивает базовую систему его ценностей и идеалов. Соответственно высокое эмоциональное напряжение, «аккумулирование» его в течение длительного времени (как при аффекте), рано или поздно выливается в аутоагрессию.
Причиной ухода человека из жизни может стать или излишний инфантилизм (что, чаще всего, свойственно подросткам), в этом случае человек смотрит на мир глазами «ребенка» (Меня здесь не понимают, я никого не могу понять…); или чрезмерная значимость («сверхценность») ситуации. Как отмечал Э. Шнейдман, происходит «сужение когнитивной сферы»: «Мне ничего больше не оставалось»; «Единственно возможным выходом была смерть» и т.д.
Самоубийца – человек с психологией «проигравшего», он не считает себя способным что-либо изменить. И поскольку сознание его «сужено», он живет настоящим моментом, данной конкретной ситуацией, не смотрит в будущее. Проблема в этот момент кажется ему неподъемным грузом.
В критической ситуации человеку свойственно: сильное эмоциональное напряжение (ярко проявляется в содержании и в структуре написанного текста), направленность «во вне» (экстрапунятивность): человек склонен винить окружающих и ситуацию в произошедшем. Проявляется страх перед жизнью, перед будущим («…не пожить ли еще чуть-чуть? Я боюсь…»).
Изменить или скорректировать направления мыслей или идей потенциального самоубийцы могут родственники, знакомые, друзья, если они понимают первопричину поведения. В этом случае человеку необходима поддержка и понимание близких, аккуратность в отношениях, т.к. неправильное поведение может повлечь печальные последствия. В настоящее время достаточно широко разрабатываются и внедряются в практику программы реабилитации, а так же превенции деструктивного поведения. Но, в первую очередь необходима помощь родственников и друзей, которые могут помочь и возвратить человека к нормальной жизни.
Результаты исследования и их анализ
Результаты выполнения детьми методики представлены в следующей таблице:
Таблица 2
Результаты исследования
№ п\п
Ф.И. учащегося
Задание
10
Правильно решённых задач (баллы)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
А.Г. С
+
+
-
-
+
+
-
+
+
-
6
2
Б.П. П.
+
- ...
Гендерные аспекты в управленческой деятельности. Особенности
карьерного роста
Отечественный психолог А.Е. Чирикова приводит сравнительную характеристику деловых и личных качеств российских мужчин и женщин[7].
У женщин первые позиции (в порядке убывания по значимости) занимают следующие качества и умения:
· умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон;
· уверенность в себе и ...
Память
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как ...