Организация и ход исследования.
Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко сформулировать цели использования результатов. В нашем случае на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
В нашем исследовании всего приняли участие 87 респондентов:
· 14 человек – продуктивно работающие психологи, выступающие как независимые эксперты
· 38 человек – студенты факультета психологии пятого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения
· 35 человек – студенты факультета психологии первого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения.
На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме были разработаны специальные анкеты. Анкета состоит из трех блоков:
1. Эмоционально-волевая сфера
2. Коммуникативная сфера
3. Познавательная сфера
Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств,
которые по результатам теоретического анализа во многом определяют успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Всего было перечислено сорок четыре качества.
Респондентам была предложена инструкция, в которой предлагалось оценить каждое высказывание по пятибальной шкале:
1. психолог не должен обладать данным качеством
2. должен обладать в малой степени
3. желательно обладать, хотя бы частично
4. должен иметь данное качество в значительной степени
5. психолог должен обладать данным качеством в полной мере
К анкете прилагалась памятка - тезаурус с определениями внесенных в анкету качеств, чтобы не возникало разногласий в их трактовке у отвечающих (приложение 1). Анкета рассчитана на студентов факультета психологии и продуктивно работающих психологов.
Валидность разработанной нами анкеты была проверена на специальной экспериментальной группе студентов пятого курса вечернего отделения – специализация клиническая психология МГОПУ им. М.А. Шолохова. Валидность отвечает на вопрос "Измеряем ли мы то, что думаем измерять".(1, с.93 ).
Анкетирование проводилось в Московском государственном открытом педагогическом университете. Время, затраченное каждым респондентом на ответы вопросов анкеты, в среднем составляло 10-15 минут.
Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных
понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как
психические свойства: творческие способности и личностные черты
Новейший психологический словарь определяет психические свойства как «индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развит ...
Давление в группе
Исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство.
Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и ...
Исследование по определению уровня самоактуализации
Наше исследование также предполагало диагностику уровня самоактуализации среди испытуемых врачей, для осуществления этих целей нами был использован тест «САТ».
Рассмотрим полученные данные в таблице 5 и на рисунке 6, индивидуальные показатели описаны в Приложении 10.
Таблица 5 Сравнительные показатели уровня самоактуализации среди исп ...