ПриложениеСтраница 7
Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатииу где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый"; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Социометрическая карточка
№ |
Тип |
Критерии |
Выборы | |||
1 |
Работа |
а) кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром? б) кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром? | ||||
2 |
Досуг |
а) кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? б) кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р (А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей.
Таблица. Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп |
Социометрическое Ограничение d |
Вероятность случайного выбора Р (А) |
5-7 8-11 12-16 17-21 22-26 27-31 32-36 |
1 2 3 4 5 6 7 |
0, 20-0,14 0,25-0,18 0,25-0, 19 0,23-0, 19 0,22-0, 19 0,22-0, 19 0,21-0, 19 |
Перефразирование
Если замечание одно-единственное, вы должны повторить его и одновременно смягчить высказывание экзаменатора. Положим, в своем замечании он будет делать упор на то, что в ваших ошибках виноваты только вы сами. Вы же должны, не отрицая этого напрямую, намекнуть, что виновата еще и ситуация.
Пример.
Экзаменатор Абитуриент
Вы ошиблись . ...
Словарный запас
Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять нс менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать к словаре ребенка и обобщающие слов ...
Формирующий эксперимент
Для проведения работы по расшатыванию искажённых гендерных представлений был проведён формирующий эксперимент.
Цель
– изменение традиционных ложных стереотипов о распределении социальных гендерных ролей.
В эксперименте принимали участие те испытуемые-студенты, у которых на этапе констатации наиболее ярко были представлены ложные генд ...