Экспериментальное исследование психологического портрета
врача. Задачи, методы и организация
исследованияСтраница 1
В рамках данного исследования нами было опрошено 60 человек, из них 30 женщин и 30 мужчин, в возрасте от 25 до 55 лет. Исследование проходило на базе БСМП, в хирургическом и гинекологическом отделении, г. Чебоксары. Наше исследование проходило в три этапа.
Аналитический этап
: основной целью данного этапа является выдвижение цели, гипотезы и задач экспериментального исследования, остановимся на них подробнее.
Целью данного экспериментального исследования являлось определение психологического портрета врача в зависимости от типа оказываемых им услуг. Выдвигаемая гипотеза исследования,
будем исходить из предположения о том, что:
1) врачи, обладающие высоким уровнем эмпатии и самоактуализации, в меньшей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания;
2) основными составляющими психологического портрета врача являются общительность, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль и направленность на дело;
3) у врачей женщин наиболее явными характеристиками психологического портрета является высокий уровень эмпатии и направленности на дело, а у врачей мужчин преобладает высокий уровень самоактуализации и нормативность поведения.
Исходя из этого, нами поставлены следующие эмпирические задачи:
- выявить уровень эмпатии среди испытуемых;
- определить индивидуально-личностные характеристики среди испытуемых врачей;
- выявить уровень эмоционального выгорания среди испытуемых;
- определить общую направленность личности среди испытуемых;
- выявить уровень самоактуализации среди испытуемых;
- провести корреляционный анализ полученных результатов.
Диагностический этап
: в русле теоретических посылок, изложенных в первой и второй главе, из всего многообразия инструментов для психологической диагностики нами были выбраны пять методик:
1) Диагностика уровня эмпатии, И.М. Юсупова [25] (Приложение 1).
цель данной методики:
позволяет выявить уровень эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. В отличие от других опросников, данная методика учитывает такое необходимое качество, как изучение уровня эмпатии в системе профессий «человек – человек». В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов. В процессе обработки данных позволяет выявить пять уровней развития эмпатии:
- очень высокий уровень эмпатийности;
- высокая эмпатийность;
- нормальный уровень эмпатийности;
- низкий уровень эмпатийности;
- очень низкий уровень эмпатийности.
2) Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, форма С [10] (Приложение 2).
цель данной методики:
направлена на выявления ряда индивидуально-личностных характеристик среди испытуемых, таких как:
- особенности коммуникативной сферы,
- эмоционально-волевая регуляция поведения,
- степень социальной адаптации,
- склонность к ассоциативному поведению,
- наличие эмоциональных, личностных проблем,
- лидерского, творческого потенциала.
Всего 16 факторов и четыре вторичных: тревога, экстраверсия – интроверсия, чувствительность и конформизм.
3) Опросник выявления эмоционального выгорания IMB, К. Маслача и С. Джексона [11] (Приложение 3).
цель данной методики:
методика направлена на выявления уровня эмоционального выгорания в профессиях типа «человек – человек», диагностирует три фазы синдрома эмоционального выгорания:
- эмоциональное истощение,
- деперсонализация
- и редукция личностных достижений.
Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы, и в какой фазе их наибольшее число.
4) Определение направленности личности, Б. Басса [52] (Приложение 4).
цель данной методики:
методика позволяет определить направленность личности в профессиональной деятельности. Диагностирует следующие виды направленности:
- направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Психология предумышленного преступного деяния (механизм преступного деяния)
Классификации личности преступников разрабатывали такие отечественные криминологи и психологи, как С.В. Познышев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, А.Г. Ковалев, А.И.Долгова, А.Ф. Лазурский, В.Д. Филимонов, П.С. Дагель, Ю.А.Воронин,
К.Е. Игошев, И.М. Миньковский, К.К.Платонов, А.Р. Ратинов, А.Д. Глоточкин, Ф.С. Мохов, Г.Г. Бочкарева, В.Г.Д ...
Эмоциональная сфера личности
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний,отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты егопрактической деятельности.Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесныхпроявлений: мимики (изменение полож ...
Психологические особенности толпы
Толпа —
относительно кратковременное, неорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, обладающее огромной, несоизмеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведение и деятельность людей.
На всем протяжении истор ...