Заключение

Объектом большинства исследовательских работ о семье до недавнего времени являлись наиболее значимые диадные( т.е. между двумя людьми) отношения, как правило, отношения между матерью и ребенком. Семья – это сложная система, состоящая из множества взаимовлияющих и взаимозависимых подсистем (таких как мать–отец, мать-ребенок, брат-сестра, мать-отец-брат, бабушка-внук и т.д.).

Таким образом, качество отношений между матерью и отцом может влиять на систему мать-ребенок и отец-ребенок; стабильные, благополучные супружеские отношения обуславливают благожелательное и заботливое родительское поведение; тогда как неудовлетворительные отношения между мужем и женой могут привести к напряженности и тревоге, которые отразятся на родительском поведении. С другой стороны, некоторые родители, обычно матери, могут компенсировать неудовлетворенность собственным браком, проявляя особую чуткость и отзывчивость к своим детям. Или маленький мальчик, подвергающийся жестокому обращению со стороны родителей, может избежать социальной и эмоциональной дезадаптации, находя теплоту и поддержку в отношениях со старшей сестрой или с любящими бабушкой и дедушкой.

С системной точки зрения, диадные отношения, к примеру между отцом и ребенком не могут выступать как независимые, их можно понять только в контексте семьи и ее разнообразных подсистем. Семья – "открытая" система; это означает, что она переживает периоды стабильности и периоды колебаний. Многие параметры семейной системы и установившиеся модели взаимодействия между членами семьи поддерживают ее стабильное, адаптивное и довольно ровное функционирование.

Используемые родителями методы воспитания – функция от множества взаимодействующих между собой факторов, которые включают в себя культурную и социальную среду, уровень развития ребенка, личностные особенности родителя и ребенка, а также контекст социальных отношений, в частности отношений между родителями.

Дети социализируются не только по средствам прямого общения но и через родительский пример, т.е. через подражание и идентификацию. Подражание – это копирование чьих-либо действий. Идентификация – более тонкий механизм, по средствам которого человек усваивает отдельные характеристики или общие поведенческие модели другого человека. Идентификация ребенка зависит от наличия стойкой эмоциональной привязанности к человеку, поведение которого перенимает ребенок, а также от осознания ребенком своего сходства с человеком.

Стиль воспитания варьируется от культуры к культуре, от одного исторического периода к другому; они также неадекватны в разных семьях.

Семью можно рассматривать как сложную систему, состоящую из взаимовлияющих и взаимозависимых подсистем. В системной модели каждый член семьи рассматривается как активный участник ряда взаимодействующих подсистем.

Поэтому, чтобы понять индивидуальное развитие и личность ребенка необходимо проанализировать и исследовать свою систему семьи и ее подсистемы.


Теоретические аспекты изучения проблемы психологического портрета врача. Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача
Профессия врача - одна из самых древних и почитаемых на земле. Она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь страждущему. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Для общества совсем не безразлично, кто избирает себе профессию врача и как он выполняет моральные обязанности, налагаемые ...

Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений. Методическое обеспечение исследования.
Базой нашего исследования стала ОГОУ «Пятницкая общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования». В исследовании приняли участие воспитанники в возрасте 14-18 лет учащиеся 8-11 классов в количестве 15 человек. Для диагностики выраженности качеств, способствующих успешной адаптации нами были использованы следующие методики ...

Методы и методики
Основной психодиагностический метод - тестирование. Методики: 1. Опросник ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности). Бл ...