Анализ тактик поведения в конфликтеСтраница 1
На втором этапе нашего исследования испытуемым был предложен тест «Тактика поведения в конфликте» (см. Приложение 4).
Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. tasso – выстраиваю войска) – это совокупность приемов воздействия на оппонента.
Тест «Тактика поведения в конфликте» направлен на выявление определенного типа поведения в конфликте. Он помогает лучше разобраться в характере человека. Тест «Тактика поведения в конфликте» содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». За ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. Испытуемые должны выбрать один из предложенных ответов. Затем подсчитываются и складываются те баллы, которые набрали испытуемые. Обработка ответов (в соответствии с ключом) позволяет установить, как выражены тактики «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Определены следующие параметры: тактика не выражена, средне выражена, ярко выражена. Результаты, полученные после подсчета баллов, набранных испытуемыми, представлены в Приложении 5.
Количество баллов дает представление о выраженности тенденции к конфликтности. Обработка полученных данных представлена нами в табл. 2, которая показывает соотношение количества человек со степенью выраженности конкретной тактики в процентном отношении.
Таблица 2. Итоговый результат
№ |
Тактика поведения в конфликте |
Количество человек, в соответствии со степенью выраженности тактики | ||
Низкая степень выраженности, % |
Средняя степень выраженности, % |
Высокая степень выраженности,% | ||
1 |
«Избегающий конфликта» |
27 |
67 |
6 |
2 |
«Действующий напролом» |
67 |
33 |
0 |
Наглядно результаты представлены на графике (см. рис. 3).
Рис. 3. Соотношение количества человек в соответствии со степенью выраженности тактик поведения
В результате исследования с применением теста «Тактика поведения в конфликте» было доказано, что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция к конфликтности, практически у всех, средняя и ниже среднего. Каждому участнику конфликтной ситуации следует более осознанно делать выбор в пользу той или иной тактики, спокойнее реагировать на конфликты.
Вывод: Таким образом, в ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе (Ч. Ликсон, Н.В. Гришина, Г.М. Андреева, Л. Козер, Г. Зиммель). Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать (Т. Парсонс, Р. Дарендорф, А. Смолл, К. Левин). В некоторых ситуациях столкновение между людьми, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение, чем не реагировать, опасаясь испортить отношения.
Анализ причин поведения сторон в конфликте показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы, отстаивать ценности в конфликте, реализовать свои цели и потребности. Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участни¬ков конфликтной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта зависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта.
Понятие памяти и механизма запоминания
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расш ...
Циркулярная реакция как механизм поведения людей в толпе
Циркулярная реакция — важнейший механизм, управляющий поведением и действиями людей в толпе.
Циркулярная реакция
(эмоциональное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных ситуациях.
Например, при возникновении паники страх одних участников панических действий ...
Психологические характеристики темпераментов.
Сангвиник
- человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. И.П. Павлов так характеризовал таких людей:
«Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много ...