Состав и технология ролевой игры в обучении диалогу
Страница 3

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации.

Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения — процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки

разработка сценария;

составление плана;

общее описание игры;

характерные особенности действующих лиц.

Этап объяснения

ориентация участников;

определение режима работы;

формулировка главной цели;

постановка проблемы;

выбор ситуации;

работа с пакетом документов;

психологическая подготовка участников.

Этап проведения

— процесс игры.

Этап анализа и обобщения

вывод из игры;

анализ, рефлексия;

оценка и самооценка работы;

выводы и обобщения;

рекомендации.

Необходимо отметить, что работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.

По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность школьников на всех этапах игры.

Учащиеся, являясь участниками ролевой игры, испытывают потребность в приобретении знаний, в определенной теоретической подготовке, поскольку в игре эти знания находят непосредственное применение и тем самым выявляется их ценность. К тому же сказывается влияние игрового коллектива: нельзя подводить своих товарищей.

С помощью ролевой игры осуществляется учебно-познавательная деятельность учащихся. Ролевая игра отличается двуплановостью, т.е. наличием двух реальностей, в которых пребывает участник игры: искусственно созданная (благодаря созданию имитационной модели) и действительная. Поэтому исполнителю определенной роли постоянно приходится соотносить свои решения, в результате чего и происходит усвоение знаний и умений учащимися.

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ тактик поведения в конфликте
На втором этапе нашего исследования испытуемым был предложен тест «Тактика поведения в конфликте» (см. Приложение 4). Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. tasso – выстраиваю войска) – это совокупность приемов воздействия на оппонента. Тест «Тактика поведения в конфликте» направлен на выявление о ...

Эпистемология православия
Под термином «эпистемология» понимается теория, система познания, из которой проистекают остальные знания /Словарь…, 1998, с.589/. Тогда в нашем случае эпистемологией православия будет являться система фундаментальных предположений, отличающих православие от других конфессиональных течений и влияющих на уникальный характер православной ...

Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер). Краткий биографический очерк
Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 г. в семье еврея торговца. Кроме Альфреда в семье было еще пятеро детей, Альфред был третьим. Описывая свое детство, он вспоминает о многих трудностях и несчастьях. В течение первых двух лет жизни он был любимчиком матери, купался в ее любви и ласке. Но родился младший брат, и счастливая пора ...