ВведениеСтраница 1
«Глаза – зеркало души человека» – подметила народная мудрость. Речь имеет больше оснований считаться зеркалом души, а точнее – психики человека. В речи находит отражение внутренний мир говорящего – содержание его мыслей, восприятия, знания, эмоции, оценки, отношения к людям, событиям, многое другое. Изучая проявление психики в речи, наука ввела в свой обиход такие понятия, как значение, смысл; психологическое содержание речевого продукта, текста, дискурса. Они используются в различных областях знаний: семиотике, семантике, психосемантике, теории информации, герменевтике, философии языка. Круг проблем, разрабатываемых с позиции этих наук, широк. Авторов же интересует психологический аспект проблемы выражения в речи "внутренних" – личностных и когнитивных – состояний и процессов. Возникающие в связи с этим фундаментальные проблемы включают следующие вопросы:
– Каковы существенные черты психологического состояния говорящего, которые находят отражение в его речи?
– Каким образом для выражения разнообразных меняющихся субъективных состояний (впечатлений, мыслей, эмоций) человек использует язык, представляющий собой объективную и статическую сущность?
– Какие стороны речевого механизма являются первостепенно важными для говорящего, чтобы выразить эти состояния?
–Каковы условия, ограничивающие способность говорящего адекватно и полно вербализовать свои субъективные состояния?
– Каковы условия, ограничивающие способность слушающего адекватно и полно понимать говорящего?
Согласно развиваемому авторами статьи подходу, самым общим "корнем" и непосредственным побудительным моментом человеческой речи является особая реактивная функция мозга, состоящая в "экстериоризации" возникающих активностей, что проявляется в тенденции психики выводить вовне, экстериоризировать, воспринятые субъектом впечатления. Это явление хорошо прослеживается в речевом онтогенезе, поскольку развитие речи есть усвоение языковых форм, "канализирующих" те или иные психические состояния ребенка, первоначально элементарные и немногочисленные. У взрослых людей идущий изнутри импульс сохраняет свое значение для осуществления речи, приобретая обычно черты произвольного и целенаправленного действия. Во всех случаях порождения речи действует некоторый общий энергетический вектор: от психического состояния к речеязыковым формам. Для его обозначения удобно пользоваться терминами «интенциональная направленность", "намерение", "интенция". По мнению авторов, проявляемые говорящим субъектом интенции составляют глубинное психологическое содержание его речи. При общении понимание говорящего часто связано с восприятием именно интенционального основания речи. Интенциональность нередко совпадает с целевой направленностью говорящего, что связано с социальной функцией речи, речевым взаимодействием с окружающими и воздействием на них.
Данный подход объединяет две содержательные линии: а) характеристику интенциональной направленности сознания человека и б) ее проявление в процессе речи.
Каждая из этих линий оказалась в поле внимания исследователей. Тема интенции широко обсуждалась в научных кругах еще в прошлом веке. В своей работе (1874 г.) Ф. Брентано в основу системы психологии положил учение об «интенциональных актах сознания». Глубокая разработка этой темы дана Э. Гуссерлем, поставившим понятие интенции в центр своей теории и рас- смотревшим конкретные формы интенциональных направленностей сознания . По мнению В.В. Петрова, проблема интенциональности, будучи центральной в феноменологии, имеет также прямое отношение к происхождению и эволюции языка, его денотативным и коннотативным функциям. Действительно, эта тема заняла значительное место в лингвистике. Теория речевых актов (Дж. Серль и др.) использует интенциональность речи, как одно из основных понятий.
Концепции конвергенции и противоречия двух факторов
детского развития
В опытах Э. Торндайка (исследование приобретенных форм поведения) подчеркивалась возможность возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения. Было показано, что под влиянием среды наследственные формы поведения обрастают приобретенными умениями и навыками. В результате этих исследований появилась уверенность в том, что все в ...
Структурная модель психики
Предлагая структурную модель психики Фрейд определяет ее составляющие, как оно, я и сверх – я. (Ид, Эго, супер Эго).
Ид – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Фрейд считал, что Ид содержит все уникальное, что есть при рождении. Кроме того основой Ид являются инстинкты, которые нахо ...
Ж. Пиаже
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентри ...