Информация » Я-концепция личности - сущность, структура, принципы и механизмы » Я - концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы формирования

Я - концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы формирования
Страница 1

Проблематику самосознания исследовали многие отечественные и зарубежные психологи. В отечественной психологической школе исследования в основном концентрировались вокруг двух групп вопросов, первая из которых – изучение общетеоретических и методологических аспектов становления самосознания в контексте более общей проблемы становления и развития личности; вторая – более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Этим вопросам уделили свое внимание такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др. Отдельно следует выделить работы И.С. Кона, в которых были удачно синтезированы философские, общепсихологические, социально-психологические и историко-культурные аспекты проблематики изучения самосознания, и которые открыли новые сферы этой, пожалуй, одной из старейших областей исследования психологической науки. Зарубежная литература по этой проблематике также чрезвычайно богата и разнообразна – эти вопросы так или иначе затрагивают в своих работах Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Эриксон и т.д.

В сущности, как утверждает один из наиболее известных исследователей феномена Р. Бернс, все исследования Я - концепции так или иначе опираются на теоретические положения, сводимые к 4 основным источникам:

1. Основополагающие подходы У. Джеймса.

2. Символический интеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида.

3. Представления об идентичности, развитые Э. Эриксоном.

4. Феноменалистическая психология К. Роджерса.

Проблема Я - концепции, естественно, обсуждалась и в других работах, но именно эти концептуальные подходы позволили создать наиболее продуктивные системы понятий. Рассмотрим их более подробно.

Одним из первых проблематику Я - концепции начал разрабатывать У. Джеймс. Целостное "Я" он расчленил на взаимодействующие составляющие - "Я"-осознающее и "Я"-как-объект, - первое из которых представляет собой чистый опыт, чистое сознание, второе – содержание этого опыта. "Я"-как-объект Джеймс в свою очередь разделил на духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Очевидно, что невозможно представить себе как чистое сознание, лишенное какого-либо опыта, так и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания, и поэтому конструкция У. Джеймса скорее гипотетическая, но ей следует отдать должное: она послужила точкой отсчета исследований в интересующей нас области. К тому же именно У. Джеймсу принадлежат первые мысли о столь значимых, в понимании современной нам психологии, структурах Я - концепции, как самооценка и уровень притязаний. И именно он описал знаменитую формулу "Самооценка = успех / притязания".[8,с.121]

Спустя некоторое время после работ У. Джеймса, в первые десятилетия нашего века, изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Главными теоретиками здесь стали Ч. Кули и Дж. Мид – представители символического интеракционизма. Символический интеракционизм – здесь надо отметить – опирается на три основные посылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от того значения, которое они придают элементам своего окружения. Во-вторых, это значение является продуктом социального взаимодействия. И, наконец, в-третьих, - эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "Другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида.

На основании работ, проведенных в рамках этой концепции, было доказано, что главным ориентиром для представлений человека о самом себе, т.е. для Я-концепции, является Я другого человека, т.е. представление индивида о том, что о нем думают другие. Ч. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я, выдвинув в 1912 году теорию "зеркального Я". Эта идея была развита Дж. Мидом, который, вкратце говоря, детально показал, каким образом именно на основании социального взаимодействия происходит формирование того, что У. Джеймс называл "Я-как-объект". Механизмом была названа интериоризация установок, т.е. смыслов и ценностей, принадлежащим "Другим". [8, 157]

Следующий существенный вклад в формирование современной нам теории Я-концепции был сделан Э. Эриксоном. Подход Эриксона по сути являлся развитием концепции Фрейда, и проблематика Я-концепции рассматривалась Эриксоном сквозь призму т.н. эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Во многом механизм формирования эго-идентичности, описываемый Э. Эриксоном, схож с описанным у Кули и Мида, но при этом Эриксон считает, что этот процесс происходит в основном в сфере бессознательного и критикует статичность модели Я - концепции. В контексте проводимого исследования нельзя обойти стороной и т.н. феноменологический подход к пониманию Я - концепции. Иногда этот подход называют перцептивным или гуманистическим, а основан он на положении о том, что поведением человека управляет его восприятие и осмысление окружающего его мира. Не явление само по себе, но уникальное восприятие индивидом этого явления рассматривается гуманистическими психологами как подлинная реальность. [7,с.48] Очевидно, что исследования Я - концепции должны являться одним из наиболее значимых направлений в этой психологической школе.

Страницы: 1 2


Общая характеристика конфликта
Конфликт — это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами. Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильно ...

Отождествление научения и развития
Другой подход к анализу проблемы развития, имеющий не менее длительную историю, чем только что изложенный, связан с общими установками бихевиоризма. Это направление имеет глубокие корни в эмпирической философии и наиболее соответствует американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него окружение, его среда. Это ...

Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)
На основании протоколов обследования (Приложение 3) в таблице 9 представлены результаты обследования уровня сформированности цветового восприятия детей экспериментальной группы с помощью методики «Закрась рисунок». Таблица 9. Результаты обследования цветового восприятия детей экспериментальной группы Имя ребенка Время, затраченн ...