Психотехнологии воспитания социально и профессионально
значимых качествСтраница 2
принятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление.
Ведущей детерминантой личностного развития является, как отмечал С.Л. Рубинштейн, самодеятельность. Исходя из этого, актуальным становится развитие различных форм ученического и студенческого самоуправления.
Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностнообразующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким образом можно реализовать это концептуальное положение?
Исходным документом является профессиограмма специалиста. В ней отражены основные функциональные компоненты личности будущего специалиста, раскрывающие ее динамические процессуально-содержательные характеристики. Она включает оптимальный корпус знаний, умений и навыков, характеристику практической деятельности специалиста, социально-профессиональные ценности и профессионально важные качества. Профессиограмма, являющаяся модельным отражением профессионального будущего учащегося, позволяет управлять социально-профессиональным воспитанием, психологически компетентно организовывать профессионально-образовательный процесс, планировать и осуществлять внеучебную деятельность, а также диагностировать и оценивать качество воспитания. На ее основе разрабатывается программа профессионального воспитания.
Структура программы:
цели и задачи профессионального воспитания;
основные направления воспитания:
социально-профессиональное;
функционально-профессиональное;
специально ориентированное;
краткая характеристика состава профессионально важных качеств и профессионально ориентированных форм поведения;
воспитательные функции каждого цикла учебных дисциплин;
личностно ориентированные технологии профессионального воспитания;
9) мониторинг профессионального развития;
10) коррекция профессионального становления.
Представляется оправданным введение в учебные планы образовательных учреждений специального личностно-образующего блока дисциплин. Это, несомненно, усилит профессиональное воспитание обучаемых, будет способствовать их социально профессиональному самоопределению, самоорганизации, само воспитанию и самореализации.
Центр тяжести реализации предлагаемой парадигмы воспитания - образовательно-профессиональный процесс. Содержании образования и технологии обучения должны быть личностно ориентированы. Важное значение имеют профессиональная позиция, социально-психологическая компетентность педагогов, уровень выраженности у них профессионально важных качеств, таких профессиональных черт, которые обусловливают авторитет личности. Ведь воспитание прекращается с утратой авторитета педагога.
В качестве вывода приведем основные положения парадигмы профессионального воспитания специалистов.
Профессиограмма
Цели и задачи воспитания
Социально и профессионально важные качества и формы поведения специалиста
Социальное и профессиональное самоопределение
Средства профессионального воспитания
Мотивирующие и личностно ориентированные дисциплины
Развивающие технологии обучения
Социокультурные технологии воспитания
Личностно ориентированная учебно-профессиональная среда
Оценка результативности воспитания
Мониторинг профессионального развития
Развитие аутокомпетентности
Коррекция профессионального становления
Психолого-педагогический консилиум
Психотехнологии коррекции акцентуаций и оказания помощи в самореализации личности
Важной составляющей любой социально значимой деятельности является оценка ее эффективности. При разработке оценочной системы действенности воспитательной работы руководствуются следующими требованиями:
оценка не должна зависеть от чьего-либо индивидуального мнения, т.е. должна быть объективной;
оценка должна обеспечивать прогноз социально-профессионального становления личности;
критерии оценивания и процесс диагностики должны быть понятны и доступны всем субъектам воспитательного процесса.
В основу разработки системы оценки действенности воспитательного процесса положена профессиограмма молодого специалиста. В ней выделены подструктуры, которые опредeляют уровни подготовленности, воспитанности и развитости личности. Это разделение весьма условно. Все подструктуры личности проявляются в режиме функционирования.
Основываясь на данных подходах, выделяют следующие критерии оценки воспитательной работы:
деятелъностная подструктура, учебно-познавательная мотивация, удовлетворенность учебой, организация учебно-пространственной среды, возможности для самореализации в учебно-научной работе;
профессионально ориентированная подструктура: профессиональная мотивация, профессиональная идентификация, перспективы трудоустройства, супервизорство выпускников;
Что нужно развивать?
Рекомендуется особое внимание уделять развитию следующих имажинативных (от английского «imagination» — воображение) способностей и умений:
1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3—4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных дей ...
Основание института брака
Существует на свете одна книга, написанная людьми, но под водительством Бога – Библия. В этом уникальном Божьем документе даны ответы на первостепенные вопросы человечества. В том числе и о вступлении в брак. Библейские пророчества характеризуют эту книгу как Божественную. Никто, кроме Всемогущего Бога, знающего начало и конец, не мог о ...
Теоретические аспекты мануальной асимметрии и её взаимосвязь с
эмоционально-личностной и когнитивной сферой у младших школьников.
Психофизиология функциональной асимметрии полушарий мозга
Под психофизиологической асимметрией понимается своеобразие психической деятельности и сопровождающих ее физиологических процессов, связанных с активностью левого или правого полушария. О необходимости разграничения мозговой и психической асимметрии неоднократно писали Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина. (Доброхотова Т.А, Брагина Н.Н. О ...