Введение
В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.
Б.Т. Лихачeв в работе о конфликте в детском коллективе, анализирует пpичины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. Конфликты бывают сpеди младших школьников, подpостков, юношей. Нам интересно, в чем их причина и как личностные особенности (тревожность) влияют на их возникновение. При рассмотрении конфликтов выделяют, как особенность их возникновения, формирование нравственной зрелости подростков. (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец).
Исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях даст возможность проследить, как зависит стиль поведения от уровня тревожности. Тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. При возникновении конфликтных ситуаций подросток ведет себя различным образом. Выделяются такие стили поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Поскольку тревожность зачастую связана со стилем поведения, наша работа позволит выявить особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях в зависимости от уровня тревожности.
Цель исследования
– выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов.
Объект исследования
– тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Предмет исследования
- взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Гипотеза исследования
– тревожность взаимосвязана со стилем поведения в конфликтных ситуациях: школьникам с высоким уровнем тревожности соответствуют сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а школьникам с низким уровнем тревожности соответствуют – сотрудничество и компромисс.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях.
- изучить психологические особенности протекания и разрешения межличностных конфликтов среди учащихся старших классов в ходе учебного взаимодействия;
- исследовать взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников;
- сделать выводы;
Методы и методики исследования:
1)
тестирование:
а) Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях».
б) Тест Спилбергера-Ханина
«Определение уровня тревожности»
2)Проективные методики:
«Несуществующее животное».
Теоретическая и практическая значимость
исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов разрешения конфликтов, а практического – в практике разрешения конфликтных ситуаций и снижения уровня тревожности у старшеклассников.
Научная новизна состоит
в исследовании взаимосвязи уровня тревожности со стилем поведения у учащихся в старших классах.
Исследование проводится
в Домодедовской средней школе №2, в исследовании примут участие 55 человек из них 27 юношей и 28 девушек в возрасте от 14-17 лет.
Методика социально-психологической диагностики конфликтов
К. Томаса
Тест предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека. В своем подходе К. Томас делает акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. На ранних стадиях - изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешить. ...
Психические нарушения
Когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой или когда не согласующиеся переживания встречаются слишком часто, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Последствиями такой ситуации является возникновение невроза. Защита невротика все же позволяет ему не допустить сознания тр ...
Методы психологических исследований
Наблюдение. Это первый из методов, применяемых для сбора первичных данных. Он имеет несколько различных вариантов:
а) внешнее наблюдение - это способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны;
б) внутреннее наблюдение или самонаблюдение – применяется тогда, когда исследователь ставит ...