Дефицитарная мотивация и мотивация роста.
В дополнение теории иерархии потребностей Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
1. D
-
motives
– дефицитарные мотивы
, нацелены на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные и вызывающие напряжение. Обычно Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения и чем-то даже замещают черты личности. Д-мотивы соответствуют пяти основным критериям:
а) их отсутствие вызывает болезнь (не ешь – помрешь);
б) их присутствие предотвращает болезнь (нормально питайся – будешь долго жить);
в) их восстановление излечивает болезнь (нет другого способа избавиться от голода, чем поесть);
г) в случае свободного выбора, человек предпочтет удовлетворить их (голодный человек предпочтет поесть, а не пойти в театр);
д) они пассивны или вообще отсутствуют у здорового человека (здоровые люди находятся в достаточно благополучных условиях, чтобы не быть занятыми только пищей).
2. B
-
motives
– бытийные мотивы
, мотивы роста или метапотребности
. Имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал человека. В-мотивы должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжения через приобретения нового опыта.
Маслоу указывал, что поведение самоактуализировавшихся личностей мотивировано как раз метапотребностями
. Эти потребности представлены в очень абстрактной теории, но вполне конкретны для каждого человека. Кроме того, метопотребности точно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации. Например: адвокат в своей работе ищет справедливость потому, что просто любит преследовать недостижимую цель.
Маслоу предположил, что метапотребности в отличие от Д-мотивов важны в равной степени и не имеют никакой иерархии. Следовательно, одна метапотребность может быть заменена другой, если таковы обстоятельства. Талантливый человек может стремиться к красоте через творчество, но позже он может получать не меньшее удовольствие от воспитания детей. Согласно Маслоу, В-мотивы, как и Д-мотивы являются инстинктивными, т.е. имеют биологическую природу. Следовательно, они должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей.
Что мешает этому? Большинство людей отрицают свои дефицитарные потребности и не удовлетворяют метапотребностей. Кроме того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации Д-потребностей не переживается человеком как осознанное желание. Тем не менее, неудовлетворение метапотребностей подавляет рост и развитие здоровой личности.
Мышление как высший познавательный психический
процесс. Характеристика мышления
как психологического процесса
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредст ...
Стереотипы и реальное поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
Как уже было сказано выше, стереотипы - это обобщенные представления, складывающиеся веками. Часто они действительно отражают объективно существующую реальность,(во многих исследованиях подтверждается гипотеза о большей эмоциональности, подверженности стрессам женщины) но не на 100 процентов. В современном обществе пропагандируется один ...
Использование ролевых
игр в обучении диалогической речи на старшем этапе. Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному
языку на старшем этапе обучения
Именно роль в игре и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отношений ...