Информация » Выдающиеся психологи России » Ланге Николай Николаевич (1858-1921)

Ланге Николай Николаевич (1858-1921)
Страница 1

Николай Николаевич Ланге родился в 1858 г. В юности он интересовался не психологией, а философией и историей, после окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После завершения учебы в 1882 г. был оставлен при кафедре философии. Через год он отправился в заграничную командировку для сбора материалов по теме нравственные учения европейских мыслителей XIX в., необходимых для написания его магистерской диссертации. Фактически же Ланге использовал эту командировку для экспериментально-психологической работы в лаборатории Вильгельма Вундта. В этой лаборатории Ланге провел самостоятельное исследование колебаний внимания и вывел моторную теорию внимания, вызвавшую большой интерес общественности. Исходным основанием этой теории было непроизвольное поведение организма. Смысл его состоит, по мнению Ланге, в следующем: посредством мышечных движений организм стремится занять по отношению к окружающим его объектам определенную позицию, целью этих передвижений является возможность наиболее ясного и четкого их восприятия. Результатом этого исследования стала публикация на немецком языке статьи Теория волевого внимания, которая принесла Ланге мировую известность.

Вернувшись из Европы, Ланге защитил в 1888 г. магистерскую диссертацию История нравственных идей XIX в. и получил степень магистра философии, а также стал руководителем кафедры философии Одесского университета.

В Одессе Н.Н. Ланге продолжил исследования внимания в физиологичеекой лаборатории П.А. Спиро и в 1893 г. защитил докторскую диссертацию, которая называлась «Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания».

После некоторых дебатов между известнейшими психологами и философами того времени диссертация была одобрена, и, получив звание доктора философии, Н.Н. Ланге начал реализовывать проект в рамках Одесского университета. Помимо одобрения, требовалась еще и спонсорская поддержка, которую Москва предложить не могла.

Тогда Ланге попытался популяризовать идею лаборатории среди населения, читал лекции по психологии, на которых обосновывал необходимость создания подобного кабинета.

Выручку от этих лекций он направлял на приобретение в Европе оборудования.

Вскоре к нему начали поступать пожертвования от населения, и в результате в 1896 г. в Одессе была открыта первая в России психологическая лаборатория.

Организовав свою лабораторию экспериментальной психологии, Ланге не остановился на достигнутом. Он пытался заинтересовать этой идеей не только население, но и психологов и общественных деятелей.

Опубликовав в 1888 и в 1893 гг. результаты своих экспериментальных исследований колебаний внимания, Ланге очень подробно и убедительно написал о том, что именно использование эксперимента способствует объективному изучению психической реальности. Во время этой работы Ланге не оставлял научной и публицистической деятельности. В 1890 г. вышла его статья «Элементы воли», а в 1892 г. - книга «Душа ребенка в первые годы жизни». В этих двух работах освещалась теория воли, разработанная Ланге. Он отрицает понятие воли как особой, специфической силы, которое было принято большинством мыслителей. Он считал, что воля возникает из ощущений как некий импульс, она не осознается человеком, осознанными являются сами движения, как уже исполненные. Тем не менее Ланге не считает, что волевые акты носят неосознанный характер, и признает их целесообразность, происходящую из сознательных представлений человека. Таким образом, у Ланге воля - это практическое знание о целесообразных движениях, возникшее благодаря предыдущему опыту.

Страницы: 1 2


Неадекватная мотивация
На практике нередко приходится встречаться с так называемыми безмотитвными преступлениями. Они поражают своей бессмысленностью и не укладываются в привычные представления о механизме преступного поведения. В правовой литературе "безмотивные" преступления не получили еще надлежащего анализа. Кажущаяся на первый взгляд "без ...

Теоретические представления о юморе как способности
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения некоторых исследователей, при которой юмор рассматривается как форма творческой способности или одарённости. Чтобы понять суть данного подхода к юмору, мы рассмотрели в параграфе 1.1. понятие и классификации общих и творческих способностей. Далее перейдём к рассмотрению юмора, который в рам ...

Общие закономерности ответа на экзамене. Сколько и как говорить. Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75-80 % на 25-20 %
При уменьшении высказываний экзаменатора вам будет трудно поддержать обратную связь, а при увеличении экзаменатору покажется, что на вопрос ответил он сам. И то и другое очень нежелательно. Если ваш экзаменатор не отличается богатством мимики и высокой говорливостью, то вам будет трудно судить о том, как оценивается ваш ответ. При како ...