Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Специфика отечественных исследований в области психологии пола

Специфика отечественных исследований в области психологии пола
Страница 1

До начала 1990-х годов гендерная проблематика в отечественной психологии не развивалась, а работ на которые могли бы опираться исследователи гендерных проблем в психологии, было опубликовано крайне мало.

Можно выделить следующие этапы в развитии отечественной психологии пола:

1. Дискуссии о психологических проблемах межполовых отношений в первой половине 20 столетия.

1. Развитие психологии пола во второй половине 20 века (60–80 гг.).

2. Психология пола в 90-е года 20 столетия.

В начале XX столетия психология пола и межполовых отношений в России не исследовалась, поскольку психологическая наука в нашей стране проходила этап становления, который сопровождался научными и организационными преобразованиями, зачастую в ущерб науке.

Проблемы пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В. Соловьёв, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Розанов[35, С. 446]. Общим для всех этих работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин.

О.А. Воронина

[12, С. 11] подчёркивает глубинно патриархальные основы русской философии пола.

Таким образом, очевидно, что и философские представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское» отражают принцип дифференциации и поляризации полов.

В постреволюционный период проблемы психологии пола тоже не занимали ведущего места среди исследовательских интересов учёных. Наиболее актуальными для общественной и научной мысли в то время были такие близкие по тематике проблемы как «женский вопрос» и «половой вопрос». Советская Россия была первым

государством в мире, провозгласившим в Конституции 1918 года юридическое равноправие

мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни.

В 20-е годы дискуссии о воспитании полов не привели к желаемому результату. В последующие годы проводилась политика установления тотального контроля над личностью, её деиндивидуализация, отрицание и подавление сексуальности. В таких условиях, конечно, не могла развиваться не только психология пола, но и другие личностно-ориентированные научные области знания.

Как заметил И.С. Кон

[24, С. 769], второй период развития психологии пола, можно определить, как период «бесполого сексизма».

Несмотря на тщательное избегание изучения учёными-психологами проблем пола и межполовых отношений, всё же в конце 60-х и 70-е годы стали появляться единичные публикации, посвящённые проблемам психологии пола.

В работах Б.Г. Ананьева

[3, С. 67], Н.А. Розе, Г.И. Акинщиковой, Е.И. Степановой

[25, С. 24] – рассматривались половые различия в психофизиологической сфере.

Благодаря основополагающим и обобщающим работам Б.Г. Ананьева и И.С. Кона были определены приоритетные направления исследований в области психологии пола [35, С. 448]. Это систематические и комплексные исследования половых различий и половых ролей, включающие изучение:

1. дифференциально-психологических характеристик представителей полов в возрастной динамике.

2. Функциональных закономерностей дифференциации половых ролей в отдельно взятой сфере деятельности на социальном, межличностном и интериндивидуальном уровне.

3. Полоролевых стереотипов в исторической перспективе и в связи с изменениями форм социализации.

Страницы: 1 2 3 4


Эмпирическое исследование характера главенства и распределения ролей в ВПС и НПС. Программа исследования
Цель исследования: изучить влияние фактора воцерковленности на особенности ролевой структуры ВПС и НПС. Задачи исследования: На основе осуществленного ранее литературного анализа сформулировать гипотезы относительно возможного влияния фактора воцерковленности на особенности ролевой структуры ВПС и НПС. Подобрать и разработать необход ...

Закон предыдущей оценки. На оценку вашего ответа может влиять оценка, полученная вами на предыдущем экзамене
Этот закон действует только при сдаче устного экзамена, так как при оценке письменной работы преподаватель не знает не только предыдущей оценки сдающего, но и его фамилии. Особенно сильно действие закона проявляется на последнем устном экзамене. Как правило, преподаватель сначала смотрит предыдущие оценки, а затем выставляет свою. Делае ...

Диагностические методики
1. Методика «Диагностические задания для определения психологической готовности детей 7-8 лет к обучению в школе» 1. Мотивационная готовность. Цель: выявление отношения детей к школе и учению. Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подобрать «настроение» школьнику. Обработка результатов: выделяются 3 уровня - высокий, средний ...