Оценка эффективности психотерапии
Страница 24

Мать поддерживала у мальчика уверенность, что отец любит его, выискивала хорошие светлые воспоминания, рассматривала с ним его фотографии. Иногда отец звонил, но е юношей разговаривать не хотел. Алиментов не платил. Когда Ростиславу исполнилось 16 лет, позвонил отец, сообщив, что он находится в Петербурге и хочет прийти к ним. Подросток долго готовился морально к этой встрече, плохо спал, много о чем-то думал. Встреча состоялась. Отец говорил о своей новой семье и детях, а у Ростислава ни о чем не спросил. Уходя, сообщил матери, что раз она выписала его без проблем из квартиры 9 лет назад, она должна купить ему комнату в Петербурге, иначе он будет мстить ей через сына (сделает его Наркоманом). Юноша переживал свое разочарование в отце (его угрозы от ребенка вновь скрывали). У мальчика резко снизилась самооценка, поведенческие реакции в значительной степени усугубились, перестал ночевать дома, время проводил на тусовках, пробовал «грибы», «колеса», пока не остановился на героине, который он вдыхал вначале через нос, но несколько раз вводил внутривенно. Регулярно в течение 1,5 мес. потреблял героин, затем решил «завязать» в связи с появлением болей в кишечнике, жидкого стула и резкого снижения настроения. Перестал ходить в школу, лежал в постели, отвернувшись к стене.

Сопутствующие заболевания и симптомы: беспокоят периодические мигренеподобные головные боли, усиливающиеся при утомлении. В 14 лет обнаружена язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Инфекционный гепатит отрицает.

Так как подросток обратился в период начала работы психотерапевтической группы, ему было предложено пройти групповую психотерапию. Приводим выписку из протокола сеансов групповой психотерапии.

На первое занятие опоздал. Вел себя манерно, сидел в нарочито расслабленной позе, хотя лицо было напряжено. Изменил позу, когда стали говорить о нем, беспокойно задвигался. Представил себя как творческого человека, сообщив, что знаком с наркотиками, периодически появляется тяга к ним, хочет разобраться в причине этого явления, а во время рассказа следил за реакцией окружающих. Истории ребят слушал с видимым интересом. В игре «3-й лишний» сначала ходил не спеша, затем взял на себя роль ведущего и остался в числе выигравших. В дальнейшем сидел, покачиваясь на стуле, в новом упражнении быть первым отказался. В игре «Магазин старых игрушек» выбрал игрушку-обезьянку, назвав ее Мартиханом. В рассказе от имени мартышки прослеживалось 2 героя: отрицательный — девочка балбесиха и положительный — 18-летний мальчик «сильный духовно». Ростислав отметил, что владелец игрушки должен быть «ищущим, не обывателем, не серым, выдающимся внутри себя», добавил, что можно всех веселить, даже в ущерб себе. В конце дня сообщил, что начал себя жалеть, что «трудно раскрываться».

Второй день начал с разговора о потерях. Рассказал про друга-наркомана: «Ярчайший пример, когда наркотик съел всю сущность человека, осталась только оболочка. Он для меня потерян». С большим интересом слушал рассказы других, при этом щипал руками губы. В игре на ассоциации назвал себя «адаптером». Другим ребятам задавал только закрытые вопросы со множеством перечислений, часто используя жаргонные слова. В конце дня сказал: «Я замыкался в себе, я только что это понял. Хочется вытащить пробку, чтобы все это рассосалось. Сначала я не верил, что что-то будет в этой группе. Я боюсь остаться с самим собой. Я чувствую себя зависимым от этой обстановки. Сейчас — мистическое ощущение, что обстоятельства сложились сами собой в мою пользу».

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26


Понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе. Соотношение нормативного и отклоняющегося развития
В специальной психологии очень часто применяется понятие «аномальность». Одним из ее критериев является своеобразие расшифровки сигналов окружающего мира конкретным человеком и воспринимающим его иначе, чем большинство людей. Показатели, характеризующие нормальную психическую деятельность, ограничены достаточно определенными параметрами ...

Нумерация. Прямой и обратный счет. Счет конкретных предметов. Знание цифр
Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы называние числительных совпадало с показом предметов. Например, ребенок называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Может вызвать затрудне ...

Исследование сенсорного развития детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи. Цель и задачи исследования
Цель исследования : выявление уровня сенсорного развития детей без речевой патологии и детей с общим недоразвитием речи. З адачи исследования : 1. Изучение психолого-педагогической логопедической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования. 2. Определение содержания методики констатирующе ...