ЗаключениеСтраница 1
По исследованиям связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать следующие выводы:
1. Общая самооценка испытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но также были дети с высоким и низким уровнем самооценки.
2. Уровень самооценки подростков тесно коррелировал с их социальным статусом в группе сверстников. Средние значения показателя статуса у подростков с завышенной или адекватной самооценкой были достоверно выше, чем у подростков с низкой самооценкой.
3. В количественном отношении корреляция между начальной самооценкой и оценкой, выставленной коллективом, была равна 0,91.
4. Подростки способны быстро (в нашем опыте – в течение двух дней, в первый из которых были проведены первичная оценка и социометрия, во второй – оглашение результатов и повторное тестирование самооценки) перестраивать свою самооценку под влиянием мнения коллектива. Особенно это касается случаев с заниженной самооценкой.
5. Сам факт и степень изменения самооценки зависят от личности испытуемого. Чаще всего подобные изменения не являются очень значительными по величине.
Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности, собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом. Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подросток менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой. Вероятно, влияние самооценки на социальный статус опосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациям общения со сверстниками. [23, 24, 52]
Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. [55] Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности. [23]
Приложение 1. Социоматрица
|
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Статус (St) |
|
1 |
+/+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,08 | |||||||||||||||||||||
|
2 |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,16 | ||||||||||||||||||||
|
3 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
|
4 |
+ |
+ |
+ |
0,16 | ||||||||||||||||||||||
|
5 |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
0,24 | ||||||||||||||||||||
|
6 |
0 | |||||||||||||||||||||||||
|
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,24 | |||||||||||||||||||
|
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,32 | |||||||||||||||||||
|
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
|
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | |||||||||||||||||||
|
11 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,72 | ||||||||||||||||||||
|
12 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,24 | ||||||||||||||||||||
|
13 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,2 | ||||||||||||||||||||
|
14 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,28 | ||||||||||||||||||||
|
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,2 | |||||||||||||||||||
|
16 |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | ||||||||||||||||||||
|
17 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,72 | ||||||||||||||||||||
|
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,16 | |||||||||||||||||||
|
19 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,2 | ||||||||||||||||||||
|
20 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,56 | ||||||||||||||||||||
|
21 |
+/+ |
+/+ |
+/+ |
0,28 | ||||||||||||||||||||||
|
22 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
|
23 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | ||||||||||||||||||||
|
24 |
+/+ |
+/+ |
+ |
+ |
0,16 | |||||||||||||||||||||
|
25 |
+ |
+/+ |
+/+ |
+ |
0,12 | |||||||||||||||||||||
|
Сумма |
2 |
4 |
2 |
4 |
6 |
0 |
6 |
8 |
2 |
3 |
18 |
6 |
5 |
7 |
5 |
3 |
18 |
4 |
5 |
14 |
7 |
2 |
3 |
4 |
3 | |
|
Взаимные выборы |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Феноменологическая психология
(Карл Роджерс)
Теоретиком, внесшим максимальный вклад в разработку феноменологического направления в психологии, является Карл Роджерс. Американский психолог, родился в 1902 году, умер в 1987 от сердечного приступа. По образованию историк, он закончил один единственный курс психологии – заочно.
На представления Роджерса о психологии, так же, как и Фр ...
Бихевиоризм
Бихевиоризм, как направление психологии исходит из того, что личность – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Бихевиоризм занимается открытыми действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов теоретики бихе ...
Познавательно-психологические процессы. Понятие об
ощущении и его физиологической основе
Ощущения есть отражение конкретных отдельных свойств качеств сторон предметов и явлений материальной действительности воздействующих на органы чувств в данный момент.
Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражи ...

