ЗаключениеСтраница 1
По исследованиям связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать следующие выводы:
1. Общая самооценка испытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но также были дети с высоким и низким уровнем самооценки.
2. Уровень самооценки подростков тесно коррелировал с их социальным статусом в группе сверстников. Средние значения показателя статуса у подростков с завышенной или адекватной самооценкой были достоверно выше, чем у подростков с низкой самооценкой.
3. В количественном отношении корреляция между начальной самооценкой и оценкой, выставленной коллективом, была равна 0,91.
4. Подростки способны быстро (в нашем опыте – в течение двух дней, в первый из которых были проведены первичная оценка и социометрия, во второй – оглашение результатов и повторное тестирование самооценки) перестраивать свою самооценку под влиянием мнения коллектива. Особенно это касается случаев с заниженной самооценкой.
5. Сам факт и степень изменения самооценки зависят от личности испытуемого. Чаще всего подобные изменения не являются очень значительными по величине.
Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности, собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом. Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подросток менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой. Вероятно, влияние самооценки на социальный статус опосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациям общения со сверстниками. [23, 24, 52]
Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. [55] Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности. [23]
Приложение 1. Социоматрица
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Статус (St) |
1 |
+/+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,08 | |||||||||||||||||||||
2 |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,16 | ||||||||||||||||||||
3 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
0,16 | ||||||||||||||||||||||
5 |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
0,24 | ||||||||||||||||||||
6 |
0 | |||||||||||||||||||||||||
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,24 | |||||||||||||||||||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,32 | |||||||||||||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | |||||||||||||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,72 | ||||||||||||||||||||
12 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,24 | ||||||||||||||||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,2 | ||||||||||||||||||||
14 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,28 | ||||||||||||||||||||
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,2 | |||||||||||||||||||
16 |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | ||||||||||||||||||||
17 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,72 | ||||||||||||||||||||
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,16 | |||||||||||||||||||
19 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,2 | ||||||||||||||||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,56 | ||||||||||||||||||||
21 |
+/+ |
+/+ |
+/+ |
0,28 | ||||||||||||||||||||||
22 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
23 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | ||||||||||||||||||||
24 |
+/+ |
+/+ |
+ |
+ |
0,16 | |||||||||||||||||||||
25 |
+ |
+/+ |
+/+ |
+ |
0,12 | |||||||||||||||||||||
Сумма |
2 |
4 |
2 |
4 |
6 |
0 |
6 |
8 |
2 |
3 |
18 |
6 |
5 |
7 |
5 |
3 |
18 |
4 |
5 |
14 |
7 |
2 |
3 |
4 |
3 | |
Взаимные выборы |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Что нужно развивать?
Рекомендуется особое внимание уделять развитию следующих имажинативных (от английского «imagination» — воображение) способностей и умений:
1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3—4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных дей ...
Развитие навыков учебной деятельности
Чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения ...
Особенности самовосприятия умственно отсталыми младшими школьниками
Самовосприятие — процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Н.И. Семечкин отмечает, что самопознание влияет не только на отношение человека к себе, но и на отношение к другим людям. Наиболее ярко восприятие себя, система представлений о себе проявляется в само ...