ЗаключениеСтраница 1
По исследованиям связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать следующие выводы:
1. Общая самооценка испытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но также были дети с высоким и низким уровнем самооценки.
2. Уровень самооценки подростков тесно коррелировал с их социальным статусом в группе сверстников. Средние значения показателя статуса у подростков с завышенной или адекватной самооценкой были достоверно выше, чем у подростков с низкой самооценкой.
3. В количественном отношении корреляция между начальной самооценкой и оценкой, выставленной коллективом, была равна 0,91.
4. Подростки способны быстро (в нашем опыте – в течение двух дней, в первый из которых были проведены первичная оценка и социометрия, во второй – оглашение результатов и повторное тестирование самооценки) перестраивать свою самооценку под влиянием мнения коллектива. Особенно это касается случаев с заниженной самооценкой.
5. Сам факт и степень изменения самооценки зависят от личности испытуемого. Чаще всего подобные изменения не являются очень значительными по величине.
Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности, собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом. Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подросток менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой. Вероятно, влияние самооценки на социальный статус опосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациям общения со сверстниками. [23, 24, 52]
Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. [55] Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности. [23]
Приложение 1. Социоматрица
|
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Статус (St) |
|
1 |
+/+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,08 | |||||||||||||||||||||
|
2 |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,16 | ||||||||||||||||||||
|
3 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
|
4 |
+ |
+ |
+ |
0,16 | ||||||||||||||||||||||
|
5 |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
0,24 | ||||||||||||||||||||
|
6 |
0 | |||||||||||||||||||||||||
|
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,24 | |||||||||||||||||||
|
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,32 | |||||||||||||||||||
|
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
|
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | |||||||||||||||||||
|
11 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,72 | ||||||||||||||||||||
|
12 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,24 | ||||||||||||||||||||
|
13 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,2 | ||||||||||||||||||||
|
14 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,28 | ||||||||||||||||||||
|
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,2 | |||||||||||||||||||
|
16 |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | ||||||||||||||||||||
|
17 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,72 | ||||||||||||||||||||
|
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,16 | |||||||||||||||||||
|
19 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,2 | ||||||||||||||||||||
|
20 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,56 | ||||||||||||||||||||
|
21 |
+/+ |
+/+ |
+/+ |
0,28 | ||||||||||||||||||||||
|
22 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
|
23 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | ||||||||||||||||||||
|
24 |
+/+ |
+/+ |
+ |
+ |
0,16 | |||||||||||||||||||||
|
25 |
+ |
+/+ |
+/+ |
+ |
0,12 | |||||||||||||||||||||
|
Сумма |
2 |
4 |
2 |
4 |
6 |
0 |
6 |
8 |
2 |
3 |
18 |
6 |
5 |
7 |
5 |
3 |
18 |
4 |
5 |
14 |
7 |
2 |
3 |
4 |
3 | |
|
Взаимные выборы |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Приложения
Приложение 1
Тест Томаса, определения поведения в конфликтной ситуации
Инструкция:
"В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации."
Тестовый материал:
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. ...
У кого воображение богаче: у взрослого или ребенка?
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие.
Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основыв ...
Защитные
механизмы
В процессе переговоров, если используется манипуляция, неизменно один из участников оказывается в роли манипулируемого, что не всегда приятно. В такой ситуации оказаться довольно просто, так как заметить манипуляцию собой достаточно непросто. Но если она все-таки была выявлена, то остановить ее все же можно, тем самым вернув себе равное ...

