ЗаключениеСтраница 1
По исследованиям связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать следующие выводы:
1. Общая самооценка испытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но также были дети с высоким и низким уровнем самооценки.
2. Уровень самооценки подростков тесно коррелировал с их социальным статусом в группе сверстников. Средние значения показателя статуса у подростков с завышенной или адекватной самооценкой были достоверно выше, чем у подростков с низкой самооценкой.
3. В количественном отношении корреляция между начальной самооценкой и оценкой, выставленной коллективом, была равна 0,91.
4. Подростки способны быстро (в нашем опыте – в течение двух дней, в первый из которых были проведены первичная оценка и социометрия, во второй – оглашение результатов и повторное тестирование самооценки) перестраивать свою самооценку под влиянием мнения коллектива. Особенно это касается случаев с заниженной самооценкой.
5. Сам факт и степень изменения самооценки зависят от личности испытуемого. Чаще всего подобные изменения не являются очень значительными по величине.
Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности, собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом. Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подросток менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой. Вероятно, влияние самооценки на социальный статус опосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациям общения со сверстниками. [23, 24, 52]
Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. [55] Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности. [23]
Приложение 1. Социоматрица
|
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Статус (St) |
|
1 |
+/+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,08 | |||||||||||||||||||||
|
2 |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,16 | ||||||||||||||||||||
|
3 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
|
4 |
+ |
+ |
+ |
0,16 | ||||||||||||||||||||||
|
5 |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
0,24 | ||||||||||||||||||||
|
6 |
0 | |||||||||||||||||||||||||
|
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,24 | |||||||||||||||||||
|
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,32 | |||||||||||||||||||
|
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
|
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | |||||||||||||||||||
|
11 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,72 | ||||||||||||||||||||
|
12 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,24 | ||||||||||||||||||||
|
13 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,2 | ||||||||||||||||||||
|
14 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,28 | ||||||||||||||||||||
|
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,2 | |||||||||||||||||||
|
16 |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | ||||||||||||||||||||
|
17 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,72 | ||||||||||||||||||||
|
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,16 | |||||||||||||||||||
|
19 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,2 | ||||||||||||||||||||
|
20 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,56 | ||||||||||||||||||||
|
21 |
+/+ |
+/+ |
+/+ |
0,28 | ||||||||||||||||||||||
|
22 |
+ |
+ |
+ |
+/+ |
+ |
0,08 | ||||||||||||||||||||
|
23 |
+ |
+/+ |
+ |
+ |
+ |
0,12 | ||||||||||||||||||||
|
24 |
+/+ |
+/+ |
+ |
+ |
0,16 | |||||||||||||||||||||
|
25 |
+ |
+/+ |
+/+ |
+ |
0,12 | |||||||||||||||||||||
|
Сумма |
2 |
4 |
2 |
4 |
6 |
0 |
6 |
8 |
2 |
3 |
18 |
6 |
5 |
7 |
5 |
3 |
18 |
4 |
5 |
14 |
7 |
2 |
3 |
4 |
3 | |
|
Взаимные выборы |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Стиль жизни
Важной частью концепции Адлера является понятие «стиль жизни
». Это уникальный для индивида способ адаптации к жизни, уникальное сочетание черт, способов поведения и привычек, которые составляют индивидуальность человека. Стиль жизни основан на усилиях человека по преодолению чувства неполноценности. Он постоянно прочно формируется в во ...
Психологические механизмы
ведения переговоров
Основная задача переговоров в психологическом плане - убедить собеседника, заставить его принять ваше предложение. При этом переговоры должны проходить в вежливо-предупредительном тоне, все нетактичные и грубые методы должны быть исключены. Следует отметить, что и слишком серьезная манера переговоров не сопутствует успеху.
Создание бла ...
Генетика мозга
Замена всего лишь одного гена позволила вырастить мышь, размер мозга которой гораздо больше, чем у её собратьев и внешне напоминает . человеческий.
Такой странный и неожиданный результат был получен американскими учёными в ходе опытов с бета-катенином — белком, который, как предполагается, частично контролирует деление клеток. По мнени ...

