Информация » Психология личности » Введение в психологию личности. Понятие личности

Введение в психологию личности. Понятие личности

Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Персона – это маска, которую надевают актеры в древнегреческом театре. Таким образом, личность – это личина, социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли.

Непсихолог оценивает личность с точки зрения личной привлекательности и обаяния – «Света – сильная личность», «неприятная личность», «личность, что надо». Такая позиция ненаучна, т.к. она оставляет в стороне многие особенности поведения.

Можно также рассматривать личность с позиции наиболее ярких ее сторон – общительная личность, робкая личность и т.д.

Недостатком такого подхода является то, что упускаются из виду ситуационные характеристики поведения. В одной обстановке индивид может быть общительным и раскованным, а в другой – застенчивым и робким.

Научное понятие личности гораздо сложнее и многообразнее. Например Карл Роджерс описывал личность в терминах т.н. самости: организованная, долговременная сердцевина наших переживаний, воспринимаемая субъективно. Гордон Олпорт считал, что личность – внутренний феномен, определяющий характер отношений человека с внешним миром. Эрик Эриксон предполагал, что человек на протяжении жизни проходит через ряд жизненных кризисов и личность – результат такого кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивиду уникальный способ осознания жизненного опыта.

Коренным образом от описанных выше подходов отличается концепция Раймонда Кеттелка, который считал, что личность это ядро психики, описываемое шестнадцатью базовыми чертами. Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

Обобщающими положениями всех теорий являются следующие:

1. Важнейшее значение имеют индивидуальные различия или индивидуальность. Личность – комплекс определенных качеств, отличающих одного человека от другого.

2. В большинстве теорий личность предстает в виде организованной структуры. При этом, наблюдаемое поведение рассматривается как организованное личностью, т.е. личность – абстракция, формирующаяся в результате наблюдения за поведением.

3. Большинство теорий рассматривает личность не как статичный феномен, а во взаимосвязи с жизненным опытом и перспективами развития.

4. В большинстве определений личность рассматривается в свете тех характеристик, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность относительно постоянна во времени и меняющихся ситуациях.

Изучение личности отличается от других разделов психологии тем, что здесь предпринимаются попытки интегрировать и систематизировать отдельные положения других отраслей психологии. Поэтому задачами психологии личности являются, во-первых понимание внутренних причин поведения индивида, а во-вторых – понимание взаимосвязи внутренних причин и внешней ситуации.


Циркулярная реакция как механизм поведения людей в толпе
Циркулярная реакция — важнейший механизм, управляющий поведением и действиями людей в толпе. Циркулярная реакция (эмоциональное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных ситуациях. Например, при возникновении паники страх одних участников панических действий ...

Мышление
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: - наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками); - наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений); - словесно-логическое ...

Функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности.
Этап подросткового периода и юности различные психологи и педагоги (В. П. Петрунёк, Л. Н. Таран, Т. В. Драгунова [8], И. С. Кон [11]и др.) называют по-разному: переходный, переломный, трудный, критический. Безусловно, все эти названия справедливы и точны, ведь в подростковом возрасте развитие идёт в быстром темпе и по всем направлениям. ...