Порядок рождения.
В системе взглядов Адлера важнейшим фактором, влияющим на стиль жизни, является порядок рождения.
Первенец. Положение старшего ребенка идеально до тех пор, пока он единственный ребенок в семье. Родители целиком посвящают себя ребенку, он находится в безмятежности. Рай заканчивается, когда в семье появляется второй ребенок. «У короля отнимают трон» - это огромная травма для ребенка. Он сначала начинает бороться за возвращение утраченной позиции, но это невозможно. Занятые родители обычно отвечают на трудное поведение наказанием. В результате старший ребенок сознательно приучает себя к изоляции, учится выживать в одиночку. Старший ребенок, по Адлеру, консервативен, стремится к власти и лидерству. Поэтому старший ребенок обычно ставится хранителем семейных ценностей и установок.
Единственный ребенок. У него нет необходимости конкурировать с братьями или сестрами, поэтому такие дети часто склонны конкурировать с одним из родителей. Ребенок долго находится «под крылышком» матери и всю жизнь ожидает от общества заботы и снисхождения. Стилем жизни такого ребенка обычно становятся зависимость и эгоцентризм. Важно, что такой ребенок никогда не делил свою позицию ни с кем, у него могут быть сложности общения со сверстниками.
Второй или средний ребенок. Перед его глазами всегда стоит пример старшего брата или сестры, поэтому он вынужден постоянно конкурировать с ними с позиции слабого. Он вынужден постоянно «догонять» старших, поэтому младшие дети обычно быстрее начинают ходить и говорить.
В результате второй ребенок вырастает честолюбивым и соперничающим. Он постоянно старается доказать, сначала в семье, затем в обществе, что он не хуже. Стилем жизни такого человека становится ориентация на достижения.
Последний ребенок. Положение младшего ребенка уникально по следующим причинам:
1. Он никогда не лишается своего привилегированного положения и всегда остается «малышом» и любимчиком. Его «обслуживают» не только родители но и старшие дети.
2. Младший ребенок, особенно в больших семьях не имеет ничего своего, ему приходится пользоваться чужими игрушками и донашивать чужие вещи.
3. Он вынужден постоянно подчиняться старшим детям, они старшие, им больше разрешено, а он должен «дорасти», поэтому младший испытывает сильное чувство неполноценности и зависимости.
Для младшего ребенка характерна самая сильная мотивация обойти других и добиться своего. В результате часто младшие дети становятся «самыми». Адлер считал, что младшие дети обычно становятся революционерами.
Теоретические основы проблемы конфликтов в школьном возрасте и их влияние
на дальнейшую взрослую жизнь в отечественной и зарубежной психологии. Конфликт как проблема в разработках на современном этап
В нашей жизни конфликты занимают существенное место. Отношение к ним за последние годы значительно изменилось. Изучением конфликтов занимаются различные науки: экономика, социология, психология, педагогика и др. Возникло немало теоретических подходов к проблематике межличностного конфликта, растет и число практических схем разрешения ко ...
Функциональная асимметрия и межполушарное взаимодействие
Теория межполушарного взаимодействия — система нейропсихологических взглядов о закономерностях, механизмах, способах, этапах и формах протекания и отреагирования многогранных эндо- и экзогенных энергоинформационных коммуникаций человека.
В двух полушариях нашего мозга информация перерабатывается по-разному. Начало этой драмы датируется ...
Специфика конфликтных ситуаций в школьном возрасте
Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ...