Диагностические методики
Страница 1

1. Методика «Диагностические задания для определения психологической готовности детей 7-8 лет к обучению в школе»

1. Мотивационная готовность.

Цель: выявление отношения детей к школе и учению.

Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подобрать «настроение» школьнику.

Обработка результатов: выделяются 3 уровня - высокий, средний и низкий (мотивационной готовности).

Цель: выявление уровня интеллектуальных способностей детей; включает задания на осведомлённость и словарный запас, логическое мышление и математические способности.

Оборудование: состоит из 4 субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.

Описание: у каждого испытуемого своя тетрадь, задания выполняются без ограничения времени; задания читаются вслух, дети выбирают нужный ответ; может использоваться индивидуально и в группах по 5 - 10 человек. Имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном обследовании.

Обработка результатов: производится по таблице нормативных показателей.

3. «Страхи в домиках» А.И. Захаров. Цель: диагностика страхов у детей.

Оборудование: бланк с 2 нарисованными домами: красным и чёрным. Инструкция: «в красный и чёрный дом надо расселить 29 страхов, В чёрном доме будут жить страшные страхи, а в красном - нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома. Обработка результатов: производится по таблице нормативных показателей».

4. Рисунок человека.

Цель: изучение индивидуальных особенностей личности.

Оборудование: бумага, карандаш, цветные карандаши, ластик.

Ход: ребёнку предлагается нарисовать человека такого, какого умеет, после того как ребёнок сделает рисунок, проводится беседа.

Обработка результатов: проводится качественный анализ рисунка по показателям.

5. «Незаконченное предложение».

Цель: изучение индивидуальных особенностей и уровня тревожности. Оборудование: бланк с вопросами.

Ход: ребёнку предлагается продолжить предложения, после этого проводится анализ.

Обработка результатов: проводится по шкалам.

6. «Шкала тревожности» А.М. Прихожан.

Цель: изучение уровня тревожности.

Оборудование: бланк с вопросами, 3 карточки жёлтого, зелёного, красного цвета.

Ход: ребёнку предлагается послушать вопрос выбрать карточку соответствующего цвета (в зависимости от того как значима ситуация): красная - очень страшно, зелёная - не очень страшно, жёлтая - не страшно. Обработка результатов: каждому ответу присваивается определённое количество баллов, определяются уровни тревожности (самооценочной, межличностной, учебной)

7. «Пиктограмма» А.Р. Лурия

Цель: исследование опосредованного запоминания Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход: ребёнку предлагается запомнить 10 слов, но для того чтобы было легче запомнить предлагается их нарисовать, после того как ребёнку зачитаются все слова и он сделает к ним рисунки, рисунки убираются и через 20 минут ребёнку их снова показывают и спрашивают, что запомнил. Обработка результатов: проводится анализ рисунков (умение планировать свою деятельность, обобщённость мышления), подсчитывается количество воспроизведённых слов.

8. ПЛ. Кеэса «Тест школьной зрелости»

Цель: изучение внимательности (переключение внимания, работоспособность)

Оборудование: бланк, карандаш, секундомер

Ход: ребёнку предлагается в течение 3 минут вычёркивать фигуры как на образце.

Обработка результатов: подсчитывается общее число зачёркнутых фигур, ошибки; уровень развития определяется по средним показателям группы.

9. Методика Пьерона - Рузера

Цель: изучение объёма и устойчивости произвольного внимания. Оборудование: бланк, карандаш, секундомер

Ход: ребёнку предлагается в фигурах проставить значки, каждую минуту пауза

N1=N2=N3=N=

п 1=п2=пЗ=п=

«Понравилась тебе эта работа?»

«Тебе было интересно?»

«Что было интереснее всего?»

«Что было трудно? Что было легко?»

«Какую отметку ты бы сам себе поставил?»

Обработка результатов: подсчитывается общее количество просмотренных фигур, уровень развития определяется по средним показателям.

10. «Лесенка» В.Щур

Цель: исследование самооценки.

Оборудование: «лесенка», фигурки детей (мальчика и девочки)

Ход: ребёнку объясняется значение ступенек и предлагается выбрать соответствующую ступеньку на лестнице (себя, мама, папа, воспитатель). Обработка результатов: по высоте выбранных ступенек определяется уровень самооценки ребёнка.

11. Методика Р. Амтхауэра

Цель: исследование умственного развития. Оборудование: бланк с вопросами.

Ход: ребёнку зачитываются вопросы и предполагаемые ответы, он выбирает правильный.

Страницы: 1 2 3 4 5


Обоснование замысла исследования.
Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность профессиональной деятельности психолога-консультанта. Все это требует эмпирической проверки. На основе качеств, присущих эффективному специалисту и дальнейшей их интеграции, строится модель желательны ...

Игра как ввд в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 – 7 лет. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутрення ...

Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры
Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов, были напечатаны интересные книги и статьи [3], [14], [19], [21], [25], [26]. Однако вопрос о сходстве и различиях научно-психологического и богословского подходов к анализу проблемы духовности пока, по существу, остается без ясного ответа. Цель статьи — попытат ...