Диагностические методикиСтраница 1
1. Методика «Диагностические задания для определения психологической готовности детей 7-8 лет к обучению в школе»
1. Мотивационная готовность.
Цель: выявление отношения детей к школе и учению.
Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подобрать «настроение» школьнику.
Обработка результатов: выделяются 3 уровня - высокий, средний и низкий (мотивационной готовности).
Цель: выявление уровня интеллектуальных способностей детей; включает задания на осведомлённость и словарный запас, логическое мышление и математические способности.
Оборудование: состоит из 4 субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.
Описание: у каждого испытуемого своя тетрадь, задания выполняются без ограничения времени; задания читаются вслух, дети выбирают нужный ответ; может использоваться индивидуально и в группах по 5 - 10 человек. Имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном обследовании.
Обработка результатов: производится по таблице нормативных показателей.
3. «Страхи в домиках» А.И. Захаров. Цель: диагностика страхов у детей.
Оборудование: бланк с 2 нарисованными домами: красным и чёрным. Инструкция: «в красный и чёрный дом надо расселить 29 страхов, В чёрном доме будут жить страшные страхи, а в красном - нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома. Обработка результатов: производится по таблице нормативных показателей».
4. Рисунок человека.
Цель: изучение индивидуальных особенностей личности.
Оборудование: бумага, карандаш, цветные карандаши, ластик.
Ход: ребёнку предлагается нарисовать человека такого, какого умеет, после того как ребёнок сделает рисунок, проводится беседа.
Обработка результатов: проводится качественный анализ рисунка по показателям.
5. «Незаконченное предложение».
Цель: изучение индивидуальных особенностей и уровня тревожности. Оборудование: бланк с вопросами.
Ход: ребёнку предлагается продолжить предложения, после этого проводится анализ.
Обработка результатов: проводится по шкалам.
6. «Шкала тревожности» А.М. Прихожан.
Цель: изучение уровня тревожности.
Оборудование: бланк с вопросами, 3 карточки жёлтого, зелёного, красного цвета.
Ход: ребёнку предлагается послушать вопрос выбрать карточку соответствующего цвета (в зависимости от того как значима ситуация): красная - очень страшно, зелёная - не очень страшно, жёлтая - не страшно. Обработка результатов: каждому ответу присваивается определённое количество баллов, определяются уровни тревожности (самооценочной, межличностной, учебной)
7. «Пиктограмма» А.Р. Лурия
Цель: исследование опосредованного запоминания Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Ход: ребёнку предлагается запомнить 10 слов, но для того чтобы было легче запомнить предлагается их нарисовать, после того как ребёнку зачитаются все слова и он сделает к ним рисунки, рисунки убираются и через 20 минут ребёнку их снова показывают и спрашивают, что запомнил. Обработка результатов: проводится анализ рисунков (умение планировать свою деятельность, обобщённость мышления), подсчитывается количество воспроизведённых слов.
8. ПЛ. Кеэса «Тест школьной зрелости»
Цель: изучение внимательности (переключение внимания, работоспособность)
Оборудование: бланк, карандаш, секундомер
Ход: ребёнку предлагается в течение 3 минут вычёркивать фигуры как на образце.
Обработка результатов: подсчитывается общее число зачёркнутых фигур, ошибки; уровень развития определяется по средним показателям группы.
9. Методика Пьерона - Рузера
Цель: изучение объёма и устойчивости произвольного внимания. Оборудование: бланк, карандаш, секундомер
Ход: ребёнку предлагается в фигурах проставить значки, каждую минуту пауза
N1=N2=N3=N=
п 1=п2=пЗ=п=
«Понравилась тебе эта работа?»
«Тебе было интересно?»
«Что было интереснее всего?»
«Что было трудно? Что было легко?»
«Какую отметку ты бы сам себе поставил?»
Обработка результатов: подсчитывается общее количество просмотренных фигур, уровень развития определяется по средним показателям.
10. «Лесенка» В.Щур
Цель: исследование самооценки.
Оборудование: «лесенка», фигурки детей (мальчика и девочки)
Ход: ребёнку объясняется значение ступенек и предлагается выбрать соответствующую ступеньку на лестнице (себя, мама, папа, воспитатель). Обработка результатов: по высоте выбранных ступенек определяется уровень самооценки ребёнка.
11. Методика Р. Амтхауэра
Цель: исследование умственного развития. Оборудование: бланк с вопросами.
Ход: ребёнку зачитываются вопросы и предполагаемые ответы, он выбирает правильный.
Целенаправленность и
потребности
Роттер рассматривал людей, как целенаправленные живые системы. Люди стремятся максимизировать поощрения и минимизировать или избегать наказания. Поведение человека в основном направлено на удовлетворение основных потребностей.
Потребность – набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или похожие наборы под ...
Психическая реальность
Юнг рассматривал душу, с ее способностью творить образы, как промежуточное звено между сознательным миром эго и миром объектов (как внешних, так и внутренних).
Фрейд определил образы как психические копии инстинктов, а Юнг нашел радикально новую точку зрения на образы: он рассматривал их как собственно источник нашего ощущения психичес ...
Учение как специфический вид д-ти
человека
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – общение, игра, учение, труд ...