ЗаключениеСтраница 1
Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.
Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, а также уровень агрессивности и враждебности, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, - подтвердилась.
Таблица 1
Исследование уровня конфликтности старших школьников 9 «А» класса по методике А. Баса – А. Дарки
№ |
Код |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражи тельность |
Негативизм |
Обида |
Подозритель ность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
Индекс враждебности |
Индекс агрессивности |
1 |
Б.А |
3 |
6 |
8 |
2 |
4 |
7 |
10 |
4 |
11 |
21 |
2 |
Б.А |
5 |
7 |
4 |
1 |
2 |
4 |
9 |
7 |
6 |
18 |
3 |
Б.К |
2 |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
9 |
4 |
8 |
16 |
4 |
Б.О |
6 |
1 |
6 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
7 |
17 |
5 |
В.О |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
5 |
5 |
4 |
9 |
6 |
В.М |
3 |
3 |
7 |
2 |
4 |
5 |
6 |
6 |
9 |
15 |
7 |
Г.Д |
7 |
5 |
6 |
1 |
6 |
4 |
7 |
5 |
10 |
20 |
8 |
Г.Д |
8 |
6 |
6 |
2 |
3 |
4 |
8 |
6 |
7 |
22 |
9 |
Г.О |
8 |
5 |
5 |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
10 |
19 |
10 |
Г.А |
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
7 |
6 |
7 |
14 |
11 |
Е.С |
2 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
7 |
5 |
8 |
14 |
12 |
К.Ю |
2 |
6 |
7 |
3 |
1 |
7 |
8 |
6 |
8 |
17 |
13 |
К.Л |
1 |
4 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
3 |
8 |
11 |
14 |
Л.Н |
2 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
8 |
6 |
7 |
16 |
15 |
М.Н |
2 |
6 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
5 |
7 |
8 |
16 |
Н.Н |
3 |
3 |
3 |
2 |
7 |
4 |
8 |
6 |
12 |
14 |
17 |
Н.А |
11 |
4 |
4 |
2 |
3 |
8 |
5 |
7 |
11 |
20 |
18 |
Н.Д |
8 |
4 |
8 |
1 |
5 |
5 |
7 |
7 |
10 |
23 |
19 |
П.И |
9 |
2 |
7 |
2 |
7 |
2 |
6 |
4 |
9 |
22 |
20 |
С.С |
7 |
5 |
8 |
4 |
3 |
6 |
8 |
4 |
9 |
23 |
21 |
С.М |
4 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
8 |
4 |
10 |
17 |
22 |
С.А |
6 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
11 |
8 |
9 |
21 |
23 |
С.С |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
4 |
10 |
15 |
24 |
Т.К |
7 |
3 |
6 |
3 |
4 |
6 |
11 |
2 |
10 |
24 |
25 |
Т.Т |
6 |
2 |
6 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
18 |
26 |
Т.Д |
8 |
5 |
6 |
2 |
3 |
8 |
5 |
7 |
11 |
19 |
27 |
Т.А |
4 |
2 |
6 |
2 |
4 |
6 |
8 |
7 |
10 |
18 |
28 |
У.К |
6 |
5 |
6 |
2 |
5 |
4 |
6 |
9 |
9 |
18 |
29 |
Ф.Д |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
7 |
4 |
9 |
14 |
30 |
Ф.В |
4 |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
7 |
4 |
8 |
16 |
Среднее |
4,9 |
4,5 |
5,2 |
2,4 |
3,8 |
4,9 |
7,1 |
5,3 |
8,8 |
17,3 |
Принципы исследования психического развития. Развитие
психологического процесса как постепенного биологического созревания
Обратимся к первой теории – теории развития психологического процесса как постепенного биологического созревания. Характерным для этой теории является одно исходное положение: признавая развитие как трансформацию, систему качественных изменений психологических процессов, сторонники этой теории подходят к развитию как к спонтанно текущем ...
Игры-занятия,в которых формируются пространственные представления
Игра: "Расположи мебель в комнате для кукол"
Во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево, клад по вашим указаниям: "Пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад" и т.д. Используйте игры "Найди игрушку", "Куда спрятались дети" и т.д.
Попрос ...
Локус контроля
Локус контроля является центральным звеном теории социального научения. Он представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепление в своей жизни.
Люди с экстернальным локусом
контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами: судьба, удача, счастье и т.п. «Экстерналы – залож ...