Функциональная асимметрия и межполушарное взаимодействие
Страница 1

Теория межполушарного взаимодействия — система нейропсихологических взглядов о закономерностях, механизмах, способах, этапах и формах протекания и отреагирования многогранных эндо- и экзогенных энергоинформационных коммуникаций человека.

В двух полушариях нашего мозга информация перерабатывается по-разному. Начало этой драмы датируется 1861 г., когда М. Дакс (хотя принято отдавать пальму первенства великому П. Брока) сделал доклад о высокой корреляции нарушений речи и поражение левой гемисферы мозга. В пятидесятых годах прошлого века Дж. Боген, М. Газзанига, Р. Сперри открыли «расщепленный мозг» — событие, единодушно расцениваемое как одно из самых уникальных в истории человечества. Сегодня накал страстей ничуть не снизился.

Один из первооткрывателей «расщепленного мозга» — Дж. Боген, назвал свою идеологию «неовиганизмом», подчеркнув, таким образом, преемственность идеи о том, что полушария человеческого мозга отражают двойственность человеческой психики. Строго говоря, именно трактат психиатра А. Вигана (1844) «О природе двойственности мозга» можно считать началом теоретических размышлений в области межполушарного обеспечения психической деятельности человека. Парная работа полушарий мозга не рассматривалась им как проблема функциональной асимметрии — каждое из полушарий считалось полноценным и самодостаточным, обладающим собственным сознанием. Соответственно для успешной жизнедеятельности человека нужна синхронность, а рассогласованность парной работы приводит к помешательству. Для того времени эти воззрения бьши более чем неожиданными, и понадобилось полтора столетия, чтобы они на совершенно новом уровне осмысления заняли главенствующую позицию в науках о человеке.

Функциональная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия в процессе осуществления любой психической деятельности являются одной из важнейших характеристик человека как вида, эволюционным новообразованием, не уступающим по своей важности прямохождению, мануальной деятельности, речи и сознанию. Собственно, последние и стали неотъемлемыми человеческими качествами, отобранными эволюцией, именно благодаря стагнированной таким, асимметричным, образом нейробиологической базе. Она, с одной стороны, обеспечивает человеческой психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность, а с другой — предполагает наличие степеней свободы для создания новых интеграции.

Понятие «межполушарное взаимодействие» включает в себя представления:

- о доминантности полушарий мозга; употребление этого термина еще с 50-х гг. прошлого века было признано грамотным только в контексте непременного упоминания: «…по отношению к какому фактору, в каких условиях, в каком возрасте, в каком социокультурном обрамлении»;

- о функциональной асимметрии мозга, имеющей нейробиологические, психофизиологические и психические (фило- и онтогенетические) аспекты; о специализации левого и правого полушарий мозга в процессе обеспечения любой психической функции и, более глобально, целостных стратегий поведения;

- о парной работе левого и правого полушарий мозга, способах и этапах специфического участия каждого из них в актуализации различных параметров, аспектов психической деятельности в целом и конкретной психической функции или процесса в частности;

- о системе и функциях комиссуралъных связей, обеспечивающих парную работу мозга актуально и на разных этапах онтогенеза.

Было высказано очень продуктивное предположение, что дело не в информации, которую обрабатывает мозг, а в способе обработки.

Страницы: 1 2 3


Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты
Новейший психологический словарь определяет психические свойства как «индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развит ...

Содержание и идея ТА
В раскрытии содержания ТА будут использованы ряд работ последователей идей Берна. В частности это работы профессора РМАПО В.В. Макарова, Клода Штайнера, ученика Эрика Берна и работы Томаса Харрис. В работе профессора В.В. Макарова "Психотерапия каждого дня и всей жизни" разделены составляющие классического транзактного анал ...

Теория социального научения (Джулиан Роттер). Основные понятия
Автором теории социального научения считается Джулиан Роттер. Он разработал свою теорию в 40-50-е годы, когда в психологии господствовали фрейдизм и бихевиоризм. Роттер считал, что обе эти теории содержат слишком много неясностей, поэтому главной своей задачей он видел построение концептуальной структуры, включающей четко определенные т ...