Онтогененез функциональной асимметрии мозга
Страница 1

Показано, что ребенок предпочитает в утробе матери поворачиваться вправо, сосет палец ведущей руки, чаще прикасается к ней щекой, а сразу после рождения рефлекторная деятельность (рефлекс хождения, поза фехтовальщика и др.) асимметрична и более выражена на ведущей стороне. К моменту рождения правое полушарие больше у человека, крыс, мышей, кроликов, кошек. Именно большей зрелостью правого полушария при рождении объясняется то, что ранние правополушарные повреждения наносят больший ущерб интеллекту и вербальным функциям человека по сравнению с ранними левополушарными повреждениями.

Плод часто меняет свое положение в матке вплоть до последних дней вынашивания, и нервная система получает несимметричную стимуляцию от механорецепторов внутреннего уха - поверхности тела, пока голова плода не зафиксируется в содовом канале. Большинство детей рождается в левом переднезатылочном прилежании. Мы не знаем, какие факторы играют ведущую роль в возникновении асимметрии мозга, но очевидно, что и морфологическая, и физиологическая асимметрия формируются еще до рождения.

Матери несимметрично общаются с детьми. Исследование того, как женщины в различных культурах взаимодействуют с младенцами, обнаруживает, что в 65-70% случаев они держат детей левой рукой и прижимают к левой части грудой клетки, когда хотят успокоить. Наиболее простым объяснением этого феномена было то, что мать прижимает ребенка к сердцу, чтобы он услышал привычные для него по внутриутробному развитию звуки, поскольку они успокаивают его. Однако выяснилась, что точно так же поступала женщина, у которой сердце располагалось в правой части грудной клетки. С нашей точки зрения, наиболее простым будет объяснение, что праворукие женщины, составляющие большинство обследованных, держат детей левой рукой, чтобы освободить правую для манипуляций.

Как бы ни объяснять это явление, фактом является асимметричный поток информации, получаемой ребенком во внутриутробном периоде и раннем онтогенезе. Он лежит, прижимаясь правой частью головы к груди матери, что ведет к большей стимуляции левой части мозга. Рецепторы левой и правой половин тела постоянно несут разную информацию в полушариях мозга, причем большая в основном приходит справа.

По одним данным, новорожденные младенцы чаще поворачиваются направо и преимущество правой руки у них может обнаруживаться уже в возрасте одного месяца. В рефлексе хождения правая нога у детей-правшей преобладает уже в возрасте 17, 51, 82 и 105 дней. Но большинство авторов полагает, что стабильное преимущество руки обнаруживается позднее – не ранее 4-5 месяцев.

Часть авторов полагает, что у 5-8-месячных младенцев нет предпочтения руки, и оно появляется с началом произнесения первых слогов. В возрасте 3 лет оно легко обнаруживается. С возрастом увеличивается у старших дошкольников и младших школьников предпочтение правой руки и ноги, но не глаза.

Обследование более 500 детей в возрасте от 3 до 9 лет с помощью тестов, включающих десять простых заданий (бросить мяч, почистить зубы, почесать нос и т. п.), диагностирующих рукость, выявило следующее. Предпочтение руки четко выявляется в 3 года, а степень асимметрии прогрессивно увеличивается в возрасте от 3 до 7 лет. В дальнейшем нарастание асимметрии незначительно. Скорость увеличения асимметрии прогрессивно выше в интервале 3-7 лет у левшей по сравнению с правшами. Факторный анализ выявил, что предпочтение руки у детей – единый фактор, распределение которого бимодально (праворукие-леворукие).

Страницы: 1 2 3 4 5


Характер в структуре индивидуальности
Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая на совершенство или законченность, являе ...

Обучение приемам «обобщение» и «классификация»
Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение, распределять предм ...

Сжатие нескольких замечаний
Данный прием используется, когда экзаменатор делает вам несколько замечаний подряд. Вы должны, согласившись с его замечаниями и повторив их одним предложением, каким-то образом обосновать свои ошибки и упущения. Внимание экзаменатора будет направлено на эти объяснения. Первая же ваша фраза, в которой вы «сожмете» все замечания, беспрепя ...