Исследование взаимосвязи мануальной асимметрии и эмоционально-личностной и
когнитивной сферы. Выборка, процедура и методы
исследованияСтраница 2
Методика предъявляется ребенку на индивидуальном бланке. На первой странице бланка проставляются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.). Здесь же целесообразно оставить место для записи оценки и выводов по результатам исследования. На второй странице имеется инструкция к методике и примеры:
Инструкция
На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: «ВЕРНО» и «НЕВЕРНО». В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово «ВЕРНО», если нет - «НЕВЕРНО».
Не думай долго над ответом. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать два ответа одновременно, (т.е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.
Давай потренируемся:
Ты мальчик ВЕРНО НЕВЕРНО
Тебе больше нравиться играть во дворе, а не дома ВЕРНО НЕВЕРНО
Твой любимый урок — математика ВЕРНО НЕВЕРНО
Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7—8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.
Примерное время выполнения теста — 15—25 мин.
Обработка данных:
1. Подсчитываются данные по контрольной шкале — суб-шкале «социальной желательности».
Критическое значение по данной субшкале — 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.
2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую» оценку.
3. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.
ШКАЛА ОЦЕНКИ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Предлагаемая методика разработана С.Хартер (Harter S., 1981) и предназначена для изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста. Для отечественной выборке методика адаптирована Н.С.Чернышевой (1997).
Шкала С.Хартер позволяет выявить оценку детьми собственной умелости («компетентности») в наиболее значимых сферах школьной жизни: учебной деятельности, общении со сверстниками, занятиях спортом и подвижных играх, а также общий уровень самопринятия.
Порядок проведения:
Методика проводится индивидуально. Экспериментатор зачитывает ребенку пару утверждений и просит выбрать, какое из них ему ближе, больше подходит для него. После этого экспериментатор уточняет, является ли выбранный ответ правильным в любой ситуации («единственно правильный» ответ), или он возможен лишь в некоторых случаях («возможный» ответ). В соответствии с этим в бланке ответов отмечается одна из цифр.
Понимание ребенком инструкции проверяется на первой паре утверждений.
Обследование занимает 12-35 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Обработка результатов:
Методика включает четыре субшкалы, с помощью которых выявляются:
Познавательная компетентность – учебная активность и усвоение знаний: легкость получения хорошей оценки («Дети, которым хорошую оценку получить легко» - «Дети, которым хорошую оценку получить трудно»), находчивость в отыскании ответа, быстрота понимания прочитанного (пп.: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25).
2. Компетентность в общении со сверстниками – успешность взаимодействия с ровесниками: количество друзей, популярность среди сверстников («Дети, с которыми все хотят играть» - «Дети, с которыми играют только близкие друзья»), умение нравиться окружающим (пп.: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26).
Социально-когнитивная психология
(Альберт Бандура)
Социально-когнитивная психология предполагает, что психическое функционирование человека нужно понимать, как функционирование поведенческих, средовых и когнитивных факторов. Это означает, что поведение, личность и социальное окружение – это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активну ...
Перефразирование
Если замечание одно-единственное, вы должны повторить его и одновременно смягчить высказывание экзаменатора. Положим, в своем замечании он будет делать упор на то, что в ваших ошибках виноваты только вы сами. Вы же должны, не отрицая этого напрямую, намекнуть, что виновата еще и ситуация.
Пример.
Экзаменатор Абитуриент
Вы ошиблись . ...
Обучение приему «систематизация»
Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен ...