Информация » Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников » Исследование взаимосвязи мануальной асимметрии и эмоционально-личностной и когнитивной сферы. Выборка, процедура и методы исследования

Исследование взаимосвязи мануальной асимметрии и эмоционально-личностной и когнитивной сферы. Выборка, процедура и методы исследования
Страница 1

Целью работы является исследование взаимосвязи выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка.

Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в сформированности когнитивных и личностных особенностей. Структура взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик различна у детей с разной выраженностью мануальной асимметрии.

Эмпирическое исследование проводилось на базе средней школы №24 пос. Обухово Московской области. В исследовании принимали участие учащиеся 2 - 4-х классов (65 чел.). Из них 34 мальчика и 31 девочка. Возраст испытуемых от 8 до 10 лет, средний возраст 9 лет. Так как возрастной разброс достаточно велик: в классах учатся дети от 7 до 9 лет (во 2-ом); от 8 до 10,5 (в 3-м и 4-м) – учащиеся разных классов были объединены в единую выборку - 65 человек.

Первоклассников решили не брать, т.к. они находятся в периоде адаптации к школе.

На первом

этапе

работы необходимо было выделить группы с разной выраженностью мануальной асимметрии. Для этого была использована стандартная процедура – теппинг-тест.

Теппинг-тест предназначен для оценки мануальной асимметрии. Бланковая методика (лист бумаги, разделенный на 6 частей), испытуемый должен карандашом (ручкой) ставить точки в максимальном темпе (инструкция: «как можно быстрее») в определенной последовательности на выделенной площади листа в течение 30-ти секунд (на каждый из 6 квадратов -5 сек.). Фиксируется среднее число ударов, сделанных правой (N пр) и левой (N лев) рукой. Рассчитывается коэффициент асимметрии по следующей формуле:

К ac=[(N пр- Nлев) / (Nnp + N лев )] * 100.

На основании коэффициента асимметрии производится деление на группы, согласно критериям, предложенных в нейропсихогических исследованиях (Брагина, Доброхотова, 2000; Семенович А.В., 2000)

К ас > =10 – праворукий;

Кас <= -10 – леворукий;

-10 < Кас < 10 -амбидекстр

На втором этапе

проводилось тестирование по выбранным методикам.

Чтобы доказать выдвинутую гипотезу мы использовали следующие методики:

v для исследования эмоционально – личностной сферы младших школьников

§ детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS в адаптации А.М.Прихожан) – для определения тревожности у младших школьников;

§ для исследования дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста - шкала оценки компетентности (С.Хартер, адаптирована Н.С.Чернышевой);

v для оценки когнитивной сферы

§ методика К.Мангина для оценки зрительного восприятия;

§ методика П.И.Зинченко по оценке запоминания

- механического;

- непроизвольного;

- опосредованного.

Детский вариант шкалы тревожности

(CMAS)

Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale — CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8—12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 г. на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тейлор (Taylor J.A., 1953), предназначенной для взрослых. Данный вариант методики адаптирован А.М.Прихожан (А.М.Прихожан /Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000. 304с.).

Как известно, шкала Дж. Тейлор была создана путем отбора из Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI) таких пунктов, которые соответствовали бы клиническому представлению о тревожности как генерализованном хроническом переживании психического или соматического напряжения, проявляющегося в усталости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней скованности, склонности даже по незначительным поводам испытывать приступы сильного страха и беспокойства. Для детского варианта шкалы, в свою очередь, было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют лишь утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной L-шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

Страницы: 1 2 3 4


Свойства конструктов
1. Диапазон применимости включает в себя события, при которых конструкт релевантен или применим. Все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя у разных конструктов эти границы могут меняться. Например: «хороший – плохой», «непорочность – проституция». 2. Фокус применимости относится к явлениям в рамках диапазона примени ...

Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации
Изо всего многообразия методов и техник, на мой взгляд, гештальт-терапия один из наиболее эффективных методов преодоления фиксации клиента на психотравме. Гештальт-терапия утверждает, что люди испытывают трудности в выражении и проживании своих чувств, поскольку окружающие не склонны принимать их, отвергая как опасные. В результате фор ...

Система общества как игра
Сценарий есть неосознанный план нашей жизни. Большую часть своей жизни мы живем осознанно, однако генеральный проект может не осознаваться. Например, почему мне нужно родиться, затем идти в школу, потом в институт, потом работать и создавать семью, заводить детей, а в конце концов стареть и умирать? Почему такой порядок, а не другой? ...