Информация » Основные виды мышления » Выводы и практические рекомендации

Выводы и практические рекомендации
Страница 1

На основе исследования видно, что у детей недостаточно развито наглядно-образное мышление. Для более высокого уровня развития видов мышления необходимо проведение коррекционной работы по развитию мышления младших школьников.

Умственное развитие ребёнка - сложный многогранный процесс. Диагностические программы помогут учителю исследовать различные звенья этого процесса и проследить те существенные изменения, которые происходят в умственной деятельности детей на протяжении всего обучения в младших классах. Однако, следует ещё раз подчеркнуть, что развитие мышления ребёнка отнюдь не спонтанный процесс. Ребёнок часто нуждается в помощи взрослого. Именно взрослые могут помочь ему в овладении сложной структурой мыслительной деятельности, научить самостоятельно думать, решать мыслительные задачи. Обучение должно быть направлено не столько на усвоение знаний, сколько на развитие умственных способностей.

Программа коррекционной работы по развитию мышления должна способствовать переходу от практического действенного решения мыслительных задач к внутренним умственным действиям, раскрывающим связи и закономерности окружающего ребёнка мира.

На 1-ом этапе коррекционной работы ребёнка следует научить решать интеллектуальные задачи с помощью действия. Для этого следует поощрять каждое его инициативное действие, стимулировать пытливость, любопытство, стремление действовать с разнообразными предметами, желание узнать о них что-то новое.

Взрослый должен помочь осознать связь между действием достигнутым результатом. Важно, чтобы ребёнок накопил богатый опыт практического анализа и синтеза (разобрать-собрать), учился сравнивать, устанавливать сходство и различие на простом конкретном материале.

Знакомство с окружающем миром должно сопровождаться постановкой простых интеллектуальных задач: сообразить (как достать? как сложить? как собрать из частей целое?), сравнить, различить (больше, меньше, длиннее, короче…), установить связи (в тепле снег тает, мокрый песок лучше лепится…), обобщить. Следует обучать рациональным действиям, приёмом проверки правильности решения задач: поставить рядом, измерить, соотнести, сгруппировать по заданному образцу…; стимулировать выполнение замещающих действий и применение предметов-заместителей (в игре, при решении некоторых интеллектуальных задач).

На 2-ом этапе новые формы мышления должны опираться на образы, наглядные представления о вещах и их отношениях, на богатство собственного опыта действий с предметами. Далее следует пробуждать интерес к интеллектуальному труду, формировать положительное отношение к умственной деятельности, учить думать.

Для перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному необходимо развитие способности осуществлять различные перцептивные преобразования путём оперирования наглядными образами, представлениями во внутреннем плане. На этом этапе полезно использовать помощь в виде наводящих вопросов, подсказывающих вопросов, применять такие стимулирующие средства, как повторение задачи, разъяснение условий, подсказка отдельных приёмов (сравнения, сопоставления и т.д.), Объяснение логики умственного действия. Важно развивать способность оперировать общими представлениями, осуществлять обобщения через адекватные родовые и видовые понятия, учить переносить усвоенные мыслительные операции на новый материал.

На 3-ем этапе следует особое внимание уделять развитию рационального стиля умственной деятельности, развивать умение действовать в уме путём оперирования образами, наглядными схемами, наглядными моделями, осуществлять мысленное расчленение на составные части, абстрагирование нужных признаков, их группировку в соответствии с задачей, развивать умение пользоваться символами, знаками, условными обозначениями, выполняющими замещающую функцию.

Особое значение имеет развитие умения осуществлять практическое преобразование объектов, включение ребёнка в активное экспериментирование во всех видах деятельности.

Важным направлением коррекционной работы является развитие у ребёнка умения последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать, выделять интеллектуальную задачу и находить ответы на новые вопросы.

Страницы: 1 2


Стереотипы и реальное поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
Как уже было сказано выше, стереотипы - это обобщенные представления, складывающиеся веками. Часто они действительно отражают объективно существующую реальность,(во многих исследованиях подтверждается гипотеза о большей эмоциональности, подверженности стрессам женщины) но не на 100 процентов. В современном обществе пропагандируется один ...

Нарушение влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, нередко периодически повторяются. Во время приступа пациент обычно захвачен влечением, оно идентифицирует ...

Функции предбрачного периода
Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «родственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий дл ...