Ценностная структура в развитии человекаСтраница 6
В культурно-антропологическом смысле под духовностью понимается высокий уровень развития во внутреннем мире человека так называемой "вертикальной" линии, которая символизирует подъем и восхождение к высокому, высшему. Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире ("Кто я? Для чего я живу?" и т. п.). Духовность — это подлинно человеческое в человеке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и культурных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет творческая искра в человеке, наступает застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмысление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и переживание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Проблема духовности — это проблема выхода человека за рамки достигнутого, проблема восхождения к высоким идеалам-ценностям — к Истине, Добру и Красоте. Это также и проблема универсализма (всесторонности) развития человека, ведь в нем все должно быть прекрасно, как заметил однажды русский писатель А.П. Чехов. Становление и развитие духовного начала в человеке означает также его движение по пути определения им собственного смысла жизни (чем, как и во имя чего жить?).
Весьма важную роль в формировании духовности человека призвана играть философия как особого рода знание — знание о человеке и смысле его бытия в мире. Знакомство с ней помогает человеку выйти за рамки своих обыденных представлений и сформировать ценностные ориентиры — о Добре и Зле, о прекрасном и безобразном, высоком и низменном. Философия помогает осознать феномен самого человека, постичь его ценность как уникального феномена Космоса и тем самым встать на почву гуманизма, осмыслить общечеловеческие ценности. Конечно же, философия стимулирует интерес и к смысло-жизненной проблематике, к определению человеком своего жизненного пути. ("Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?!", — заметил в связи с этим русский писатель XX в. В. Г. Распутин). Раскрывая ценностное значение философского знания, русский религиозный философ В. С. Соловьев писал: " . На вопрос: что делает философия? — мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком". Французский философ XVII в. Р. Декарт подчеркивал, что " . философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров .". В наше время, когда на повестку дня встал насущный вопрос о выживании человечества, философия обращает особое внимание на ценность Жизни как таковой и необходимость ее сохранения на Земле.
Знакомство с аксиологической проблематикой помогает также лучше представить себе социально-культурную сущность воспитания человека. С точки зрения психологии, воспитание являет собой формирование системы ценностей и ориентации личности, развитие у нее ценностного сознания и способности к оценке. Главное — это помочь человеку сформировать ценностное отношение к окружающему миру, научить его самостоятельно различать Добро и Зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, светлое и темное в жизни, и на этой основе определять свои ценностные ориентации. Воспитанность - это ведь умение самостоятельно управлять своим поведением, правильно строить свои отношения с другими людьми, с обществом и природной средой. В противном случае свобода индивида будет неминуемо вырождаться в его произвол, в насилие над себе подобными. Воспитанность — это, стало быть, осознание смысла своей жизни как ценности, ее переживание и осмысление. Воспитание, таким образом, есть приобщение к миру человеческих ценностей и присвоение их для себя, для своего собственного становления в качестве человека. Говоря языком психологии, воспитание — это формирование ценностной культуры. По словам Б.П. Вышеславцева. подлинная личность должна являть собой "высшее единство познающего, оценивающего и действующего субъекта".
Закон контраста
Среди множества факторов, влияющих на оценку экзаменатором вашего ответа, немалое место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего. На фоне посредственных знаний вы будете смотреться лучше, и наоборот.
Отсюда вытекает простое правило: если предыдущий абитуриент отвечал откровенно плохо и получил тройку или, тем более, двойку, то в ...
Развитие классического психоанализа в работах Анны
Фрейд
Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда - продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную психоаналитическую практику. А.Фрейд - автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о труд ...
Математические способности (проверка и развитие)
Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.
Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и Родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка элементарные мат ...